С какого возраста занимаются с логопедом

11 логопедических упражнений, которые легко делать дома — Телеканал «О!»

с какого возраста занимаются с логопедом

11 логопедических упражнений, которые легко делать дома

Ребёнок то и дело путает звуки, неверно произносит слова? А ведь скоро ему идти в школу! Конечно, важно показаться логопеду. Но начать заниматься можно и дома: нескучные упражнения для развития речи точно пойдут на пользу.

Любовь Иванова, логопед-дефектолог детского инклюзивного центра «Вместе весело шагать», член экспертного совета благотворительного фонда «Гольфстрим»

Если в возрасте 4−5 лет ребёнок неправильно произносит слова, то важно понимать, что само это не пройдет. Родителям следует обратить внимание на проблему и решить ее либо самостоятельно, либо с помощью логопеда. Главное, не пускать это на самотек и постараться разобраться до школы. Почему? Любые речевые особенности потом могут перерасти в дисграфию, то есть они станут ошибками при письме.

Какие проблемы?

В дошкольном возрасте у детей нередко встречается:

  • замена звуков: «ш» в речи меняется на «с», «р» на «л». Вместо слова «шуба», ребенок говорит «суба»; «ш» часто превращается в «ф» — получается «фапка» вместо «шапка»;
  • пропуск трудного звука: вместо слова «лапа» у него получается «апа».

Всё это так называемые звуки позднего онтогенеза, еще их называют звуками верхнего подъема языка. К пяти годам они должны быть полностью сформированы. Почему этого могло не произойти вовремя? Скорее всего нарушения речи возникли из-за того, что у ребенка слабое дыхание, неразвитые мышцы челюсти или языка.

Слабое дыхание также ведет к искажению речи. Может быть, ребенок поздно начал жевать твердую пищу, долго сосал соску, долго ел из бутылки. Все это могло поспособствовать логопедической проблеме. А возможно, у ребёнка просто не развит фонематический слух.

Если у малыша слабая артикуляционная позиция языка, щек, слабое дыхание, искажение речи, он надувает щеки, когда говорит — надо начинать заниматься. Почти любую логопедическую проблему можно решить за 2 месяца занятий. Фонематический слух развивается довольно быстро.

Что делать?

Если в 3 года мы играем с ребенком на занятиях, то у детей в возрасте 5−8 лет уже должна быть развита познавательная активность. На занятиях уже нужно заниматься, а не просто играть. Логопед обычно сажает дошколят лицом к зеркалу и просит выполнять упражнения. Их можно делать и дома.

Упражнение-разминка: «Лошадка-грибок-гармошка»

Эта артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Заниматься нужно минимум 3 раза в неделю по 7 минут.
«Лошадка»: надо вытянуть губы, приоткрыть рот и поцокать языком, как цокают копытами лошадки.

«Грибок»: нужно улыбнуться, поцокать языком, как будто едешь на лошадке, а затем плотно прижать широкий язык к верхнему небу (так, чтобы натянулась подъязычная связка) на пару секунд.

«Гармошка»: делается из положения «Грибок» (когда тот уже хорошо получается), — не отрывая языка, надо открывать и прикрывать рот, не смыкая зубы.

Какие игры помогут?

Обращайте внимание малыша на разницу звуков. Играть в логопедические игры можно и дома, и в дороге, например, по пути из садика. Удобно это делать и перед сном.

«На что похожи звуки?»

Вместе придумывайте, что напоминает звук, а ребёнок пускай изображает: Например, «сссс» — свистим, как слон. «Шшшш» — шипим, как будто колесо сдувается. «Рррр» — рычит собака, рокочет трактор.

«Лллл» — а это гул самолета.

«Поймай звук»

Когда ребёнок слышит трудный звук, он должен хлопнуть в ладоши. Сначала называйте слоговой ряд, потом слова, которые начинаются с проблемного звука. Затем переходим к продвинутому уровню — буква прячется в середине слова. Когда произносите слово, голосом выделяйте проблемную букву.
«Г, п, ш» — хлопай в ладоши, когда слышишь звук, поймай звук.
«Са, шу, пу»,
«Шуба, рыбка»,
«Машина, кошка».

«Первая буква»

Вы произносите слово («столб», «окно», «рыбка»), а он пусть называет первый звук. Потом можно поменять правила: а какой звук последний? Произносите слова чётко, выделяя голосом трудные для малыша звуки.

Развиваем речевое дыхание

«Снежок»
Возьмите кусочек ваты, распушите ее — это будет «снежинка». А ребёнок пусть изображает ветер, который гоняет снежинку по двору. Снежинка летает туда, куда дует ветер. Ребёнок должен дуть на снежинку ртом, круглыми губами, плавно. А вдыхать при этом должен через нос.

«Самолетик»
Сделайте из бумаги самолетик или бантик, прикрепите на ниточку. Держите ниточку, малыш должен дуть на самолетик, чтобы он летал как можно дольше. Ваша цель, чтобы выдох был как можно более долгим.

«Дерево»
Вместе сделайте дерево — бумажные полоски прикрепите к карандашу. Теперь посмотрим, как ветерок колышет листву: пускай ребёнок дует на дерево. Следите за тем, чтобы малыш хорошо надувал щеки, не проглатывал и не выдыхал воздух.

«Птички»
Сделайте из бумаги птичек и поставьте их на край стола. Дуйте по очереди с ребенком на птичек. Выдох должен быть долгим, чтобы они улетели далеко-далеко. Посоревнуйтесь, чья птичка улетит дальше.

«Собачка»
Попросите ребенка показать, как дышит собачка, когда ей жарко. Он должен высунуть язычок и быстро, шумно отрывисто дышать. Выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/13456

Когда ребенку нужен логопед? — Медицина и здоровье

с какого возраста занимаются с логопедом

Логопеды говорят: «Чем раньше начать бороться с проблемой, тем лучше будет результат». Когда же стоит привести малыша на консультацию к логопеду, и на какие особенности в речи крохи стоит обращать внимание?

Пусть время работает на вас: речь ребенка до 3 лет

Когда ребенку исполняется уже 4-5 лет, можно объективно говорить о правильном произношении звуков, построении фраз и т.д. Однако даже в возрасте до года можно обнаружить некоторые проблемы, которые необходимо корректировать. Именно ранняя помощь специалиста будет максимально результативной, нужно лишь найти логопеда, который специализируется на работе с малышами.

Для того чтобs понять, не нуждается ли ребенок в помощи логопеда, важно знать, какие этапы развития речи соответствуют возрасту ребенка.

Речевая активность ребенка начинается уже в три месяца. В этом возрасте карапузы начинают издавать различные звуки, гулить. Если ребенок к 3-4 месяцам молчит, это может быть первым тревожным сигналом, на который стоит обратить внимание.

В 8-10 месяцев малыш делает первые попытки скопировать речь взрослых, произносит первые слоги: «ма», «ба», «па» и др. В этом возрасте ребенок понимает слова, адресованные ему, откликается на собственное имя.

Если родители замечают, что к концу первого года малыш не реагирует на их речь, не пытается произносить первые слова, это повод обратиться к специалисту за консультацией.

Тревожным симптомом является и своеобразное мычание ребенка в момент, когда он пытается выразить свои желания.

К 1,5 годам начинает развиваться речь самого крохи. В этом возрасте малышам пора употреблять простые слова: «мама», «папа», «дай», «ав-ав» и т.д. В 1 год словарный запас малыша пока невелик, он может насчитывать порядка 10 слов, но ребенок осознанно их употребляет. В это время речь ребенка развивается очень активно, словарный запас может пополняться каждый день.

Уже к 2 годам кроха должен не только хорошо понимать речь взрослых, но и уметь выразить свои желания простыми предложениями.

Если к 2,5 годам ребенок явно понимает взрослых, но свои мысли выражает исключительно жестами, не формулирует простые фразы типа «хочу пить», следует обязательно посетить логопеда.

Обратите внимание, в этом возрасте не важно, как ребенок произносит «трудные» звуки, значение имеет в основном характер речевой активности.

Речь ребенка от трех до пяти

Даже деткам, в речи которых родители не замечают особенностей, имеет смысл посетить кабинет логопеда в возрасте 3-4 лет. Есть и явные отклонения, которые нуждаются в коррекции с помощью специалиста. Опять же, в зависимости от возраста ребенка, к его речи предъявляются разные требования.

В три года важно убедиться в том, что артикуляционный аппарат малыша хорошо развит. Ребенок должен уметь выполнять простые движения: по просьбе взрослых высовывать язык, доставать им до неба, вытягивать губы трубочкой, надувать щеки и т.

д. В этом же возрасте проверьте, может ли кроха воспроизвести простой ритм. Отсутствие этих навыков должно встревожить заботливых родителей. Логопед в таком случае не только проведет необходимую диагностику, но и поможет укрепить артикуляционный аппарат.

Также в 3-3,5 года ребенок не должен пропускать слоги в словах, переставлять их местами, «глотать» окончания. Обратите внимание на эту особенность в речи крохи, когда будете консультироваться с доктором. А вот правильного произношения всех звуков пока может и не быть. Оно может сформироваться только к 5 годам.

Если ребенок пока не умеет говорить «ш», «щ», «р», «л», в три года это не повод бежать к логопеду. Шипящие и сонорные («р», «л») звуки самые сложные, они могут появиться в речи маленького оратора последними. Понаблюдайте, как малыш произносит слова с этими звуками.

Если пропускает их, на данном этапе это не страшно. А вот если вместо «л» произносит «в», «р» произносит гортанно, на французский манер, лучше все-таки посетить специалиста. Любое искажение звуков нужно исправлять.

Своевременная коррекция поможет сделать так, чтобы неправильное произношение не закрепилось.

В 4,5-5 лет ребенку пора не только правильно произносить все звуки, но и уметь составлять связные предложения. Попросите малыша описать картинку или событие.

Если он не придерживается последовательности, составляет несогласованные предложения (неправильно использует падеж, число), не пользуется в речи союзами, это отклонение от нормы.

Понаблюдайте некоторое время, реагирует ли кроха на ваши исправления, и если прогресса не будет, побеседуйте со специалистом.

Как видите, логопед помогает не только исправить неправильное произношение отдельных звуков. Любое отклонение в речи малыша не стоит оставлять без внимания. В этом вопросе лучше перестраховаться, чем упустить что-то важное.

Анастасия Михайлюк специально для www.kinderok.ru.При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.kinderok.ru обязательна.

Источник: https://medimedo.ru/2018/08/27/kogda-rebenku-nuzhen-logoped/

Занятия с логопедом или как мы искали своего специалиста

с какого возраста занимаются с логопедом

Всем привет! Хочу сегодня поделиться со своими читателями наболевшей проблемой — задержкой речевого развития у ребенка. На блоге есть, кстати, небольшая обзорная статья на этот счет. Кому интересно, можете её почитать.

У моего младшего сына стоял именно этот диагноз с 1 года. И, анализируя ту статью, могу с полной уверенностью сказать, что ни один из перечисленных факторов, способствующих задержке речи, у Макса не присутствовал.

Поэтому в этой статье обсудим такую тему — нужны ли занятия с логопедом ребенку?

Макс практически молчал до 3 лет. Хотя мы с мужем, можно сказать, «рот не закрывали» в общении с ним. Активный словарный запас как был в год слов 10−15 — так и оставался. Зато пассивный! Ребенок умный, на любой вопрос отвечал по-своему — жестами, однословными фразами.

Платные занятия с логопедом

Неврологи обещали, что все наладится, когда пойдет в детский сад. Органических повреждений мозга у мальчика нет. В сад пошел, говорить начал — очень много и ооочень не понятно — каша во рту. Водили к платному логопеду.

Сначала (первые два занятия) все было замечательно. После четвертого урока ребенок наотрез отказался с ней дальше заниматься. Почему? Думаю, потому что эта тётя решила заставить трехлетнего малыша делать всякие трудновыполнимые упражнения язычком. При этом брала логопед за одно занятие по 800 рублей. Вот, говорили же мне опытные люди, что НЕ НАДО ребенка таскать по специалистам подобного рода до 5 лет!

Логопед из детской поликлиники

Прошел ещё год. В саду педагог сказала, что сыну обязательно нужен логопед, что у него все ужасно с речью — сводите в поликлинику — возьмите справку — и буду с ним заниматься. Отлично! Будем заниматься! Приходим в поликлинику. Заходим в кабинет. И с этого момента можно снимать триллер под названием «Мама, зачем ты меня сюда привела?»

Логопед местный как посмотрела на нас не добрым взглядом, как прикрикнула на ребенка, когда тот пошел по кабинету посмотреть картинки, чтоб сел на стул перед ней и не вертелся! Сын сел, посмотрел на нее исподлобья и не стал вообще разговаривать.

Она его спрашивает, как на допросе: «Как тебя зовут?», «Сколько лет?», «Где ты живешь?», «С кем ты ко мне пришел?» — супер вопрос! Макс так выразительно на меня посмотрел — типа — мама, эта женщина нормальная вообще? Смотрит на нее и молчит принципиально. Не на том языке, видимо, разговаривала

Тетя-логопед написала Максу в справке такой интересный диагноз — мама не горюй — «Задержка речевого развития III степени» и рекомендовала нам СРОЧНО переводить его в логопедический сад, где с ним будут заниматься и днем, и ночью!

Срочно пройти логопедическую комиссию (дала адрес в сети). Я как посмотрела — кто туда идет, аж волосы зашевелились на голове Глухонемые дети, слабослышащие, дети-эпилептики, умственно отсталые. То есть комиссия для детей, с которыми действительно надо заниматься.

В итоге плюнула я на все и отвела к платному логопеду в той школе, в которой Макс занимается по системе Монтессори. Та, обследовав ребенка, сказала, что ему нужно поставить всего 5 звуков. Стали заниматься. 2 звука уже есть! Осталось немного.

И вот спрашивается — кто посадил в детской поликлинике такого логопеда? Для чего она там присутствует, если не может даже найти общий язык с маленьким ребенком? Зато диагнозы раздает направо и налево очень лихо! Ехали после того случая в лифте с мамой и девочкой, которые после нас посетили поликлинического специалиста.

Мама рыдает в телефонную трубку: «Все плохооооо! Нас переводят в логопедический сааааад!». А теперь угадайте — сколько той девочке лет? Раз, два, три — правильный ответ — два года. Как вам такое? А сколько таких рыдающих мам за день проходит через этого «специалиста»?

Благо, у меня опыт большой, хватает ума не обращать внимания на глупости. Чего и вам желаю, если вдруг случится подобная ситуация.

Поделитесь в комментариях — есть ли у вас опыт общения с логопедом? Как исправляли речь своим деткам? И что вы вообще думаете: стоит ли заниматься с ребенком или само все со временем наладится?

Источник: https://malishandriya.ru/zanyatiya-s-logopedom/

Когда и для чего требуется логопедическая помощь ребенку?

Речь имеет большое значение для детей, так как она помогает развиваться логическому мышлению, памяти, чтению, письму, общему кругозору.

При наличии дефектов разговора у детей снижаются интеллектуальные способности, появляются трудности с обучением и адаптацией.

Логопедическая работа помогает своевременно предупредить развитие дефектов речевой функции на раннем этапе развития ребенка, а также исправить неправильную речь. Чем раньше начинают занятия с логопедом или дефектологом, тем быстрее устраняются нарушения.

Зачем необходим логопед

Зачем нужен педагог-логопед? Логопед – это специалист, который помогает ставить речь правильно, проводит диагностику состояния речевой функции. Для определения дефектов он проводит нужные тесты – этот процесс называется логопедическим обследованием.

После обследования специалист составляет логопедическое заключение, где пишет о наличии или отсутствии нарушений речевой функции. В карте прописываются звуки, плохо произносимые ребенком, пропуски букв, их замена, перестановка, наличие нарушений темпа речи (быстрый, медленный, заикание).

Если у пациента имеются патологии, логопед направит к узким специалистам. Часто ребенку с изменениями речи требуются консультации врачей: невролога, психолога, отоларинголога.

При наличии заболеваний головного мозга или других патологий, ухудшающих речевую функцию, пациент принимает лекарственные препараты курсом, после чего проводят коррекционные занятия.

После составления логопедического заключения специалист прописывает план занятий. Они могут проводиться в кабинете логопеда-педагога, детском саду, на дому. Иногда маленького пациента с выраженными отклонениями направляют в специальные детские сады, которые занимаются исправлением речи.

Педагог-логопед может работать индивидуально или проводить уроки с группой детей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Раздражает собственный ребенок что делать

Групповые занятия имеют преимущество перед индивидуальными, так как дают возможность научить дошкольника слышать ошибки произношения других детей, позволяют выговаривать звуки, формировать слова, предложения должным образом.

Педагог-логопед детского дошкольного учреждения (ДОУ) формирует звукопроизношение воспитанников. Специалист по логопедии обучает воспитателей правильной коррекции речевых нарушений, организовывает занятия, игры, мероприятия с логопедическим уклоном. Слаженная работа персонала под руководством логопеда позволяет улучшить качество речи, устранить имеющиеся дефекты у воспитанников детского сада.

Когда необходимы логопедические услуги

Логопедические услуги могут понадобиться, если имеются заметные дефекты речи относительно возраста ребенка. Специалисты утверждают, что для своевременной диагностики нарушений даже здорового дошкольника следует показывать дефектологу 1 раз за год. Это позволит предупредить задержку развития.

Логопед для малышей до 12 месяцев

Логопедические услуги малышу до 12-месячного возраста могут понадобиться, когда его проявления речи не соответствуют возрасту. На консультацию следует идти, если он не гулит, не выговаривает простых слов: мама, папа, баба. Когда у маленького пациента нет гуления и лепета, его следует проверить на предмет отсутствия слуха.

Для этого больного направляют к ЛОР-врачу. При наличии синдрома гиперактивности и других неврологических болезней рекомендуют посетить невролога. После полного обследования дефектолог проводит логопедическое обследование, составляет план лечения.

При своевременном обращении к специалисту до 1 года проблема с нарушениями речевого развития быстро устраняется.

Логопедическая помощь малышу 2-летнего возраста

Педагог-логопед для малыша 2-летнего возраста может понадобиться, если имеется очень скудный словарный запас: меньше 10 слов. Помощь необходима при отсутствии фразовых выражений. Обязательно следует показать малыша специалисту при отсутствии речевой функции.

Педагог проведет обследование, направит к узким специалистам для выявления возможных причин нарушения воспроизведения звуков. Дефекты речевой функции у малышей 2-летнего возраста устраняются достаточно быстро, особенно если они не сильно выражены. Нервная система дошкольников 2 лет очень гибкая, поэтому дефект хорошо поддается терапии.

Логопед для малышей 3-летнего возраста

Трехлетний возраст является диагностическим периодом для обследования звукопроизношения. Малыш 3 лет активно развивается, имеет уже большой словарный запас (50 слов). Даже если нет никаких нарушений, родителям необходимо обязательно привести маленького пациента к логопеду-дефектологу на осмотр.

Помощь логопеда необходима для малыша 3-летнего возраста при:

  • замене одной звуковой единицы на другую («Т» заменяется «К»);
  • разговоре малыша на своем непонятном языке;
  • отсутствии речевой функции;
  • плохой речи в сравнении со сверстниками.

Такие нарушения нельзя игнорировать, так как дальнейшая задержка развития мешает пациенту нормально жить и учиться.

Коррекционные занятия для дошкольника 4-летнего возраста

Если пациент 4-летнего возраста еще не посещал педагога-логопеда, то даже при отсутствии нарушений звукопроизношения необходимо прийти на прием. Это позволит выявить незначительные отклонения (если они есть) и вовремя скорректировать их. Особенно важно обратиться к специалисту при наличии патологий речевого развития.

Когда пора идти на консультацию:

  • Разговор невнятный, слова произносятся нечетко, смазано.
  • Пациент больше молчит, хотя говорить умеет.
  • Дошкольник не может воспроизвести правильно больше 5 звуковых единиц.
  • Отсутствует дальнейшее развитие речи (по сравнению с прошлым годом).
  • Малыш не способен поддерживать разговор, не отвечает на вопрос.

Коррекционная помощь дошкольнику 5-летнего возраста

У дошкольника 5 лет речь практически сформирована. Здоровому пациенту не требуется помощь логопеда, но необходимо одно профилактическое посещение за год. Консультация логопеда-дефектолога понадобится детям с нарушениями речевого развития, особенно для постановки звуков «Л» и «Р», которые часто не выговаривают дети 5-летнего возраста.

Возможные патологии, требующие обращения к логопеду:

  • Нечеткость воспроизведения звуков.
  • Дошкольник произносит звуки слишком мягко или слишком твердо.
  • Неправильное воспроизведение больше 3-х звуковых единиц.
  • Гнусавый оттенок во время разговора.
  • Пациент шепелявит.
  • Скудный словарный запас.

Помощь такому пациенту могут оказать логопеды в детском саду. Занятия проводят индивидуально или с группой. Допускается перевод дошкольника из обычной группы в логопедическую.

Коррекция для ребенка 6-летнего возраста

Шестилетнему пациенту показано посещение педагога-логопеда 1 раз за год при отсутствии отклонений речи. Если имеется патология, нужны логопедические занятия для коррекции нарушений. При необходимости дошкольника также направляют к узким специалистам для выявления причин задержки развития.

Показания к логопедической коррекции:

  • Нечеткое воспроизведение хотя бы одного звука.
  • В разговоре пациента нет развернутых предложений.
  • Односложные ответы на заданный вопрос.
  • Неспособность составления простого рассказа по предложенным изображениям.

У 6-летнего дошкольника нельзя игнорировать даже самые незначительные отклонения от нормы, так как в 7 лет ребенку нужно идти в школу, где потребуются навыки устной правильной речи.

Необходимость логопедической помощи в любом возрасте

Консультация и помощь логопеда необходима в том случае, если пациент хорошо говорил, но последнее время речь стала ухудшаться. Также в коррекции нуждаются дети с запинками, повторами звуков. Следует направить к педагогу-логопеду дошкольника, затрудняющегося запомнить стихотворение на своем или иностранном языке.

Другие причины обращения к специалисту по логопедии:

  • Невозможность ясно пересказать рассказ.
  • Пропуск слогов во время прочтения текста.
  • Корявый, неразборчивый почерк.
  • Появились отклонения в речи, которых не было ранее (после удара головой, сильного стресса).
  • Затруднилось общение с окружающими.

Правила посещения логопеда

К педагогу-логопеду ребенка нужно вести первый раз на третьем году жизни. Если имеются отклонения речевого развития до 3 лет, то консультация специалиста потребуется раньше. Профилактические осмотры здоровых детей у логопеда должны осуществляться 1 раз за год. Они проводятся с 3 до 7-летнего возраста. На консультацию лучше вести дошкольника незамедлительно, чтобы при выявлении отклонений хватило времени для устранения дефекта, особенно у детей 5-7 лет.

Не следует игнорировать плановые осмотры педагога-логопеда. Они помогут своевременно выявить нарушения звукопроизношения, вовремя подготовят малыша к школе. Если обратиться поздно, нарушения могут сохраниться, затруднить социальную адаптацию.

Во время занятий используют игры, сценки, стихи, карточки с рисунками, буквами, проводят логопедический массаж и гимнастику. Активно практикуют групповые занятия. Длительность работы с педагогом-логопедом составляет 15-20 минут. Важно не только заниматься в кабинете логопеда, но и выполнять домашние задания. Логопед обязательно проводит работу с родителями, дает советы по обучению на дому.

Заключение

Логопедическая диагностика имеет большое значение в речевом развитии дошкольников и школьников. Работа логопеда-дефектолога направлена на исправление дефектов. Правильная речь помогает быстрее адаптироваться в обществе. Плановые осмотры требуются в возрасте с 3 до 7 лет. При обнаружении нарушений специалист может работать с ребенком младше 3-летнего возраста. Своевременная коррекционная помощь позволяет быстро исправить ошибки и подготовиться к школе.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/logopediya/s-kakogo-vozrasta-rebenku-nuzhen-logoped/

В каком возрасте нужно обращаться к логопеду?

Как выявить проблемы в речи у малыша? В каком возрасте его можно водить к логопеду? Ответы на данные вопросы вы найдете в данной статье.

Речь – это неотъемлемая часть любого общества, именно она позволяет людям взаимодействовать друг с другом. Когда малыш появляется на свет, он еще не умеет говорить. Речевые навыки появляются с возрастом. Но бывает так, что ребенок не справляется с произношением каких-то звуков, заикается или вообще молчит. Что делать в этом случае?

Логопед для ребенка будет лучшим вариантом. Специалист сможет изучить речь малыша, выявить недочеты (если они имеются) и скорректировать речь, чтобы ребенок не отставал от сверстников.

Но как родителям заметить, что с у их ребенка проблемы с речью? Существуют определенные нормы, которые показывают, что должен уметь малыш в определенном возрасте.

Нормы развития речи ребенка с рождения до 7 лет

С момента рождения до полугода. Когда малыш появляется на свет, все, что от него можно услышать, – это крик. Немного позже появляется гуление, т.е. ребенок начинает понемногу издавать отдельные звуки, к 3-м месяцам он уже лопочет.

6 месяцев – 1 год. В таком возрасте ребенок начинает произносить отдельные слоги. Именно в этот период обычно родители слышат долгожданные «мама» и «папа».

1 – 1,5 года. Появляются первые слова, а значит, начинается этап активной речи. Ребенок произносит отдельные слова, могут даже появиться предложения из двух слов. Словарный состав достигает 100 слов.

1,5 – 2 года. Ребенок активно составляет 2 – 4-хсловные предложения.

2 – 3 года. Малыш начинает активно общаться не только с родителями, но и со сверстниками. Он может допускать ошибки в произношении, «съедать» середины слов, а также допускать грамматические ошибки. Малыш в таком возрасте уже способен запоминать простые стихи. Но со сложными звуками он пока не справляется.

3 – 4 года. В этом возрасте заметно расширяется словарный запас – до 1300 слов. Ребенок начинает справляться со сложными звуками («с», «з», «ц»). Он уже свободно формулирует предложения. В этот период у многих малышей наблюдаются ошибки в произношении слов, как правило, они переставляют буквы.

4 – 5 лет. Ребенок осваивает «ш» и «ж», расширяет свой словарный запас до 2000 слов. Малыш осваивает разные формы слов, допускает все меньше ошибок в речи.

5 – 7 лет. В данный период ребенок способен пересказать сказку, описать картинку, умеет менять интонацию речи. Дети в этом возрасте уже способны правильно произносить все звуки, они практически не допускают грамматических ошибок. Словарный запас составляет 3500 слов.

Когда стоит обращаться к логопеду?

Если вдруг вы замечаете, что ваш ребенок отстает от норм развития речи, то это является верным признаком того, что вам нужен детский логопед.

Но, как правило, родители ждут, пока ребенку будет 5 – 6 лет, поскольку в этом возрасте видны все проблемы. Но уже раньше могут возникнуть сложности и проблемы, нуждающиеся в решении. Занятия с логопедом в раннем возрасте могут принести максимальный результат и упростить процесс овладения грамотной речью.

Абсолютно нормально, если ребенок в возрасте 4 лет не может выговорить такие сложные звуки, как «р», «ш», «щ», «л», но если он их не освоил и в 5 лет, то лучше обратиться к специалисту. Важно, чтобы к школе малыш мог справиться со всеми звуками.

Обычно родители обращают внимание только на произношение своих детей, но также нужно следить за качеством самой речи. В 5 лет он должен уметь составлять связные предложения, в противном случае, лучше также обратиться за помощью к логопеду.

Если ваш ребенок никак не начинает говорить, хотя уже давно пора, или ему с трудом дается произношение сложных звуков, не стоит отчаиваться. Своевременное обращение к опытному логопеду, а также совместная работа родителей и специалистов позволят сделать речь малыша внятной и грамотной.

Источник: https://dc-logos.ru/articles/2016/04/11/articles_36.html

Когда нужно обратиться к логопеду?

Логопеды говорят: «Чем раньше начать бороться с проблемой, тем лучше будет результат». Когда же стоит привести малыша на консультацию к логопеду, и на какие особенности в речи крохи стоит обращать внимание?

Занятия с логопедом для детей: зачем и когда они нужны, как проводятся

Одно из необходимых условий для нормального развития ребенка — это логопедические занятия. Они могут проводиться либо с родителями, либо со специалистом — логопедом. Есть простые способы узнать, нуждается ли ребенок в помощи профессионала. Правильная речь формируется в детстве, поэтому не стоит игнорировать признаки развития дефектов.

Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи

Проблемы с речью не исчезнут сами по себе, если над ними не работать. Логопедические занятия для детей необходимы:

  • если ребенок не выговаривает простые звуки, речь нечеткая, слова проглатываются;
  • заменяет один звук на другой;
  • знает мало слов относительно нормы своего возраста;
  • в 2—3 года используется много «своих» слов и мало правильных;
  • ребенок все понимает, но по каким-то причинам не желает говорить;
  • если после 4—5 лет сохраняется мягкое произношение: «кися», «пиль» вместо «пил» и т.д.
  • если есть запинки, заикание, повторение, тем более — частое;
  • если есть проблемы с запоминанием и пересказом;
  • в словах буквы и слоги меняются местами;
  • в 5—5,5 лет ребенок не выговаривает «р» или произносит его на французский манер;
  • к 7 годам заметны проблемы с письмом.

Совет
Если ребенок вовсе не говорит «р», звук поставить обычно проще, чем переучить с «французского». Во втором случае чаще приходится обращаться к специалисту.

Самые частые нарушения, которые требуют профессиональной помощи:

  1. Дислалия — неправильное произношение звуков у детей 4—5 лет. При этом слова употребляются в правильных родах, числах и падежах, словарный запас соответствует возрасту, фразы и предложения строятся правильно.
  2. Общее недоразвитие речи. Признаки: затруднения в словообразовании, маленький словарный запас для своего возраста, нарушения в произношении.
  3. Сбои темпа и ритма речи — ускорение или замедление произношения слов и предложений.

В каком возрасте рекомендована профилактическая консультация логопеда

Дети овладевают речью постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы. Конечно, возможны некоторые отклонения, но значительное отличие от общих показателей в развитии — это повод обратиться к логопеду. Нормы произношения и понимания звуков, слов и фраз:

  1. К 1 году должны различаться простые слова и жесты, произносятся 3—4 слова.
  2. К 2 годам словарный запас расширяется до 50 слов, дети говорят простыми конструкциями из 2—3 слов. Двухлетний ребенок должен правильно произносить звуки б, м, ф, в, т, д, н, к, г.
  3. В 2,5 года формируется элементарная фразовая речь.
  4. В 3 года дети начинают употреблять падежные формы, единственное и множественное число, простые предлоги, союзы.
  5. К 4 годам ребенок должен уметь произносить шипящие и свистящие.
  6. Наиболее сложные звуки л и р осваиваются к 5—5,5 годам. К этому возрасту используются уже все части речи, все звуки произносятся четко, не меняются в словах местами (кроме сложных и новых слов, например, «тортуар», некоторые «неправильные» слова остаются от более раннего детства, были заучены неправильно и произносятся привычным старым образом — нужно проявить терпение в переучивании).

С того момента, как речь малыша сформируется, можно начинать занятия с логопедом.  Серьезные отклонения выявятся уже к 2—3 годам, в таком случае ждать 5 лет не нужно.

Если нарушения артикуляции незначительны (например, малыш не говорит «р» в 4,5 года), лучше сосредоточиться на артикуляционной гимнастике — все основные упражнения вам подскажет воспитатель в детском саду, где занятия на говорение проводятся в обязательном порядке.

Если вы не водите ребенка в сад и отмечаете некоторую задержку или неправильное развитие артикуляции — обратитесь к логопеду за профилактической консультацией.

Особенно в консультации логопеда нуждается кроха, который родился в следствии проблемной беременности и наблюдался у невропатолога.

В каких случаях нужна консультация невролога

В некоторых случаях одного логопеда недостаточно. Так, если в самом раннем возрасте (до года) ребенок не издает простейших звуков «гугу», «бубу» и т.д., то требуется срочная консультация невролога. Нарушения речи могут быть следствием отставания в физическом и психическом развитии. В таких случаях требуется помощь дефектолога.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Ребенок выпил физраствор что делать

Совет
Даже если у малыша нет заметных отклонений в развитии, рекомендуется посещать невролога раз в полгода с 1 года до 6 лет.

Первая встреча с логопедом и диагностика проблем произношения

Логопедическое обследование должно выявить структуру дефекта, поэтому оно проводится комплексно:

  1. Сначала логопед предлагает заполнить анкету: есть ли у малыша болезни, мешающие развитию речи.
  2. Далее определяется состояние зубов, прикуса, губ, языка, твердого и мягкого неба.
  3. Состояние общей моторики определяется по движениям ребенка — как он ходит, прыгает, бегает, выполняет различные задания.
  4. Затем врач выясняет пассивный словарь ребенка. На этом этапе определяется способность ребенка различать число, падежи, вопросительные предложения.
  5. Дальше определяется активный словарь. Малыша просят рассказать стихотворение для обнаружения проблем дикции, скорости произношения, темпа и выразительности речи.
  6. Проверка лексического и грамматического строя речи: изменение слов по числам, образование уменьшительных форм, способность назвать цвет предмета и т.д.

В зависимости от серьезности задачи, логопед назначает план индивидуальных занятий
по развитию речи. Для каждого ребенка он свой, поэтому нельзя с точностью сказать, как быстро решится та или иная проблема. На постановку одного звука может уйти от 2—3 занятий до нескольких месяцев.

Как проходят занятия и какие инструменты используются

Из чего состоит обычноелогопедическое занятие:

  1. Пальчиковые игры. Они улучшают мелкую моторику. Установлено, что есть тесная связь между частью мозга, отвечающей за речь, и руками. Когда ребенок разучивает текст с помощью пальчиковых игр, у него развивается внимание, память, быстрота реакции, эмоциональность, пространственное мышление. Помимо этого, развитие мелкой моторики на логопедических занятиях способствует согласованности движений обеих рук.
  2. Артикуляционная гимнастика. С ее помощью укрепляются мышцы щек, языка, губ, неба. Специалист подберет упражнения для коррекции того или иного звука. Гимнастика выполняется перед зеркалом, чтобы ребенок видел все движения.
  3. Стихи для пополнения словарного запаса, например, рифмованные скороговорки. Они помогают не только пополнить словарный запас, но и быстро освоить тот или иной звук.
  4. Игры на звукоподражание и развитие слуха. Они необходимы для правильного восприятия речи. Чем четче малыш воспринимает услышанное, тем проще ему это повторить.

Для постановки звуков логопедами также используются постановочные зонды. Такое устройство влияет на положение органов артикуляции, тем самым корректируя произношение.

Совет
Хорошо, если у ребенка будет личный набор зондов. Перед применением необходимо провести их стерилизацию.

Можно ли заниматься дома и когда начинать логопедические игры

Некоторые родители предпочитают заниматься с детьми дома самостоятельно. Для этого требуется терпение и понимание. Начинать занятия нужно с 2—3 лет, когда ребенок сможет осознанно повторять задания за родителями. Длительность занятия не должна превышать 15—20 минут. Важно, чтобы оно проходило в игровой форме, так материал проще усваивается.

Примерные занятия по изучению звуков:

  1. Четко произнести тот или иной звук.
  2. Выяснить, как при этом работают язык, губы.
  3. Предложить ребенку найти слова, которые начинаются с этого звука.
  4. Нарисовать букву, вылепить ее или вырезать из бумаги.

Рекомендуется выполнять общую артикуляционную гимнастику. Упражнения делаются 10—15 минут перед зеркалом. Каждое задание выполняется 5 раз:

  1. Растягивать губы в улыбку.
  2. Улыбнуться, показать зубы.
  3. Кончиком языка пройтись вдоль зубов движением влево-вправо — по нижней челюсти, затем по верхней.
  4. Вытянуть губы в трубочку.
  5. Открыть рот и положить расслабленный язык на нижнюю губу.
  6. Приподнять верхнюю и нижнюю губу, не разжимая зубы.
  7. Широко открыть рот, упереть кончик плоского языка в «бугорки за зубками».
  8. Толкать язычком щеки изнутри.
  9. Приоткрыть рот и передвигать язык из одного уголка рта в другой.

Помимо этого, следует уделить внимание дыхательной гимнастике, играм на внимательность (хлопнуть в ладоши, когда будет произнесен нужный звук или слово), подвижным играм для рук.

Если без обращения к специалисту занятия ведутся больше месяца и безрезультатно, то однозначно нужно показать ребенка специалисту. Неэффективные занятия только отобьют желание у малыша работать над произношением. Нужно понимать, что если есть сильные дефекты речи, то самостоятельно с ними не справиться.

Чтобы занятия были эффективными, они должны проходить в игровой форме каждый день утром и вечером. Ребенок должен быть в хорошем настроении.

Какие домашние задания дают логопеды

Для закрепления результатов логопед дает домашнее задание. Дело в том, что участие родителей во многом определяет успех коррекции произношения. При выполнении домашнего задания помощь взрослого необходима.

Что может посоветовать логопед для выполнения в домашних условиях:

  • гимнастику для языка;
  • упражнения для пальцев, развитие мелкой моторики;
  • подбор соответствующих наклеек или рисунков;
  • лексическо — грамматические задания по типу: ласково назвать, объединить предметы одним словом, ответить на вопрос и т.д.;
  • обвести по контуру, дорисовать, заштриховать, закрасить — упражнения для подготовки к письму;
  • составить предложение и рассказ по серии картинок.

Дети до 6 лет неосознанно копируют речь родителей, поэтому одной работы с логопедом будет недостаточно. Нужно обязательно следить за собственной речью, четко ли произносятся звуки и слова, грамотно ли выстраиваются фразы. Именно поэтому родителям не рекомендуется «сюсюкать» с детьми и копировать их неумелое произношение. При комплексном подходе можно значительно улучшить речь ребенка или вовсе избавиться от проблем с ней.

Источник: https://Razvivashka.online/razvitie-rechi/zanyatiya-s-logopedom-dlya-detey

С какого возраста обращаться к логопеду?

Родителям хочется, чтобы их дети красиво и правильно говорили. Но иногда случается так, что в речи возникают дефекты.

    • Как понять, в каких случаях нужно обратиться к логопеду?
    • В каком возрасте стоит вести ребенка к нему на консультацию?
    • Как проходят логопедические занятия?

В этой статье найдутся ответы на эти и другие вопросы.

:

Когда стоит обращаться к логопеду: признаки нарушения речи

Нужно проконсультироваться со специалистом, если у малыша присутствуют такие нарушения речи:

  • он не выговаривает простые звуки;
  • ребенок “проглатывает” слова;
  • звуки заменяются один на другой;
  • он неверно произносит звуки;
  • малыш говорит мало слов по сравнению с ровесниками;
  • он понимает чужую речь, но не говорит сам;
  • в речи появились запинки или заикание;
  • ребенок плохо запоминает сказанное, ему сложно пересказать несколько фраз;
  • у него слишком быстрая или слишком медленная речь.

Откуда берутся речевые нарушения

Причин возникновения речевых нарушений несколько. К ним относятся:

  • кислородное голодание (гипоксия) во время беременности и родов у ребенка;
  • поражение головного мозга, нервов при рождении;
  • заболевания и травмы головы до 3 лет;
  • перенесенный сильный стресс;
  • неверный пример речи со стороны взрослых;
  • длительное пребывание перед телевизором или компьютером;
  • дефицит общения с окружающими.

Почему надо обращаться к логопеду

Логопед — это специалист, который исправляет речевые нарушения. 

Он поможет понять, соответствует ли речь ребенка его возрастной норме, и при необходимости назначит коррекционный курс.

На консультации логопед проводит диагностику речевого развития малыша и составляет программу коррекции нарушений. Эта программа может включать в себя логопедическую гимнастику, упражнения для развития моторики, внимания, памяти, слуха, дыхания или словарного запаса.

Родителям важно понимать, что некоторые дефекты (например, заикание) без помощи специалиста с возрастом могут лишь усугубиться.

Чем может помочь логопед

  • Логопед помогает справиться с неправильным произношением (например, с картавостью или шепелявостью). Часто дети неверно выговаривают такие звуки, как Ш, Ж, С, З, Л, Р. Иногда они отсутствуют в речи ребенка вообще. 
    • Одна из причин такого нарушения — незрелость артикуляционного аппарата. В этом случае на занятиях с логопедом разучивают особые положения губ, щек, нёба. Это позволяет ребенку научиться правильно располагать их во время произнесения звуков. 
    • Другая причина — ребенок не умеет различать звук в слове и поэтому неверно его произносит. В том случае логопед учит выделять звук в слове, определять его место и отличать от других.
  • Если ребенок заикается, логопед научит ребенка правильному речевому дыханию, размеренной и плавной речи.
  • В школьном возрасте этот специалист поможет ребенку не путать буквы, правильно их писать и читать.
  • На занятиях с логопедом можно обогатить словарный запас, мимику, научиться выразительной и правильной речи.

Рекомендуемый возраст для профилактической консультации специалиста

Любому ребенку рекомендуется посетить логопеда в 2 года. 

Но родителям стоит обратиться за консультацией, если они заметили такие признаки в речевом развитии малыша:

  • Грудничок не гулит, не улыбается маме и папе.
  • В 7-8 месяцев карапуз не понимает обращенную к нему речь. Например, на вопрос: “Где мама?” не ищет ее глазами, не реагирует на свое имя.
  • В 1 год малыш не говорит 8-10 простейших слов, типа “дай” или “ням”.
  • В 2 года ребенок не разговаривает.
  • В 2,5 года он не умеет объединять несколько слов в фразу.
  • До 3 лет ребенок молчал, а после этого начал активно разговаривать.
  • В 3 года малыш не может воспроизвести простейший ритм (например, “тук-тук, тук-тук”).
  • В 3 года ребенок не может выполнить простейшие артикуляционные движения. Например, высунуть язык и удержать его в таком положении 5 секунд.
  • После 3 лет он до сих пор упрощает слова. Например, вместо “молоко” — “мако”.
  • Ребенок не задает вопросов “Куда?”, “Почему?”, “Зачем?” и т.д.
  • В 3-4 года малыш искажает слова, сокращает их или не договаривает. Одно и то же слово он может произнести по-разному. 
  • Ребенок говорит так неразборчиво, что его понимают только родители. 
  • Многие звуки он произносит мягко (“кися” вместо “киса”) или, наоборот, твердо (“свэт”, а не “свет”). 
    • Звуки З, С и Ц малыш произносит “как англичанин” — держа язык между зубов.
    • Звук Р у него получается как у француза, с грассированием.
    • Малыш не может договорить фразу — ему не хватает дыхания.
    • Он торопится, “захлебывается” словами.
    • Малыш не стремится к общению, не интересуется окружающими.
    • Ребенок говорит безэмоционально и монотонно.
  • В 5 лет ребенок не умеет составить предложение по картинке, использует очень короткие предложения.
  • В 5-6 лет ребенок путает предлоги, числа и падежи в предложения.

Диагностика проблем звукопроизношения

Перед началом коррекционной работы логопед обязательно проводит диагностику. 

Ему нужно выяснить такие вопросы:

  • хорошо ли ребенок понимает обращенную к нему речь;
  • выполняет ли он простейшие инструкции;
  • богатый ли у него словарный запас;  
  • умеет ли он изменять слова по числам и т.д.;
  • умеет ли ребенок слышать звуки и различать их;
  • есть ли врожденные патологии артикуляционного аппарата (языка, уздечки, нёба);
  • каково состояние общей и мелкой моторик у малыша;
  • каковы дикция, темп и выразительность речи.

В результате осмотра логопед составляет коррекционную программу для решения проблемы. 

Родителям важно понимать, что исправление речи — не очень быстрый процесс. Например, на постановку одного звука может уйти как несколько недель, так и несколько месяцев.

Когда нужна консультация невролога

Иногда для коррекции речи малыша нужно показать неврологу. Это делают в таких случаях:

  • при сложном течении беременности и осложненных родах;
  • при травмах головы до 3 лет;
  • в случае, если до 1 года ребенок не начал издавать простейших звуков.

Рекомендации для родителей для предотвращения проблем с речью

В большинстве случаев проблемы с речью можно предотвратить. Для этого родителям стоит выполнять такие рекомендации:

  • показать малыша логопеду для профилактического осмотра в 2 года;
  • при необходимости — выполнять тот комплекс упражнений, который порекомендует и покажет специалист;
  • профилактические или развивающие занятия проводить ежедневно, около 10 минут в игровой форме;
  • развивать речь ребенка с помощью дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр и т.д.
  • вместе с ребенком читать вслух, рассказывать стихи;
  • чаще беседовать с ребенком, обсуждать что-либо, побуждать его говорить;
  • малыш должен как можно меньше находиться перед телевизором и компьютером;
  • родителям нужно следить за чистотой и правильностью своей речи. Не надо сюсюкать и подражать детскому лепету;
  • нельзя ругать или высмеивать ребенка за его дефекты речи!

Речью ребенка необходимо заниматься. Если у малыша все же появились речевые нарушения, необходимо отвести его к логопеду. С помощью логопедических занятий можно исправить даже сложные дефекты. Чтобы получить максимальный эффект от занятий, родителям также необходимо заниматься с ребенком и дома.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

  • Ольга Неминущая
  • Задержка развития речи

Источник: https://kukuriku.ru/razvitie/rech/narusheniya/obrashhatsja-k-logopedu/

Как понять нужен ли вашему ребенку логопед

Маленькие дети искажают произношение слов, по-разному коверкают их, и до какого-то возраста это нормально. Отличить вариант нормы от дефекта речи неподготовленным родителям бывает непросто.

Проблемы с речью тянут за собою отставание в общем развитии, ведь речь является его основой. Нередка ситуация, когда родители спохватываются, что пора бежать к логопеду, только после разговора с воспитателем в детском саду или с учителем младших классов. В статье предложено несколько способов, как понять нужен ли логопед ребенку, или несовершенства его речи пройдут по мере взросления.

Какие дефекты речи требуют особого внимания

На развитие речи и языка влияет ряд факторов, в том числе физическая зрелость, наследственность и окружающая среда. Проблемы со слухом являются частыми причинами дефектов произношения, но даже дети с нормальным слухом могут страдать нарушениями или проблемами с артикуляцией.

Ниже приведены три наиболее распространенных среди младших дошкольников дефекта, когда ребенку нужен логопед. Они должны настораживать внимательных родителей, но чаще всего оказываются незамеченными, так как их принимают за обычное детское коверкание слов и произношения.

Для удобства контроля развития речи логопеды советуют удобный и простой дневник, куда стоит записывать все новые слова малыша. Этот опросник можно скачать, заполнить и продолжать далее. Обязательно захватите с собой на прием к специалисту — с его помощью быстро сложится общее впечатление о речевых навыках ребенка

1. Заикание

В возрасте 2-3 лет дети часто заикаются в начале предложения. Это явление может принимать форму повторения первого звука или слога в слове или первого слова в предложении. Чаще случается, когда малыш устал, взволнован или находится в конкурентной ситуации, такой, когда он стремится проявить себя лучше или быстрее, чем его сверстники.

2. Шепелявость

Шепелявость является еще одной распространенной проблемой артикуляции, когда маленькие дети учатся говорить. Дошкольники, как правило, делают замену легкого в произношении звука на более сложный для них.

3. Длинные паузы

Источник: https://razvivayrech.ru/blog/nuzhen-li-rebenku-logoped

Как определить, нужен ли ребенку логопед?

Совершенствование произношения и речи – важный аспект развития ребенка. И конечно, родителям становится тревожно, если им кажется, что ребенок разговаривает не столь хорошо, как мог бы к определенному возрасту.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему ребенок берет грудь психует и плачет

Когда родительские тревоги следует считать оправданными,  как понять, нужен ли ребенку логопед? Читайте на сайте sympaty.net.

В каком возрасте вести ребенка к логопеду?

Есть определенные стадии овладения родным языком – давно разработаны нормы, к какому возрасту какая стадия должна быть пройдена. Правда, в нынешнее время все чаще звучат мнения о том, что все ребятишки развиваются по-разному, и не всегда «торможение» с речевым развитием означает, что ребенку нужен логопед – иногда нужно просто немного подождать

Но все же ориентироваться на среднестатистические показатели стоит – хоть это и «средняя температура по больнице», вреда от посещения логопеда точно не будет.

Если даже ваш малыш немного «опаздывает», несколько занятий с этим специалистом, возможно, смогут ему помочь заговорить лучше!

  • До годовалого возраста дети осваивают около двух десятков основных слов, состоящих из одного-двух слогов (это, конечно же, «мама», «папа», «дай», «на», и т.д.).
  • К двухлетию словарный запас расширяется, в речи начинают встречаться слова из трех и более слогов, малыш объединяет их в осмысленные фразы («Иди сюда!», «Дай ручку!», и т.п.). Иногда фразы длинные, но, по сути, являющиеся лепетом – то есть в них отсутствует согласованность построения предложений, падежей слов и т.д.
  • К пяти годам ребенок должен овладеть произношением всех звуков родной речи, научиться формулировать предложения, перестать избегать ошибок в склонениях, падежах, создании множественного числа, подстановках местоимений и т.д. То есть, пятилетка должен уметь разговаривать наравне со взрослыми – но, конечно, в рамках доступных его пониманию тематик.

Учтите, что дети очень по-разному достигают полного овладения языком: например, четырехлетка может вполне грамотно формулировать фразы, но при этом «глотать» звуки и не произносить «р». Или наоборот – при нормальном произношении коверкать слова и коряво составлять фразы, испытывать трудности со словесным выражением своих мыслей.

Но определяющее значение имеет итог – если малыш не подтянул все речевые навыки, то надо решить, нужен ли логопед ребенку в 5 лет.

Какие признаки говорят о необходимости обращения к логопеду?

Нужен ли ребенку логопед или стоит набраться терпения и подождать, пока сын или дочь научатся разговаривать сами?

Чтобы это понять, нужно обращать внимание на характер речевых проблем. Вот что говорит о том, что ребенку нужно посетить логопеда:

  • Замена определенных слов совершенно несхожими по звучанию выдуманными словами: например, вместо «рыба» — «ки», вместо «собака» — «мыа», и т.п. Даже маленькие дети, когда не могут произнести какое-то слово, стараются произносить нечто похожее по звучанию (то есть понятно, что малыш имеет в виду именно то, что надо, только не может правильно озвучить) – но обилие странных, нелогичных замен слов говорит о проблеме логопедического характера!
  • Перестановка слогов, подстановка неправильных звуков в слова. Например, вместо «теперь» — «петерь», вместо «ложка» — «лофка», и т.д. Для трехлетки это более-менее нормально, но в возрасте пяти-шести лет это уже считается проблемой.
  • Распространенная проблема – картавость, не произношение буквы «р». Либо, что встречается реже – шепелявость, то есть насыщение речи шипящими вместо других согласных.
  • Малый словарный запас, простота и скудость речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Так бывает у мальчиков и девочек, которым мало читают и с которыми мало общаются, обходясь окриками и короткими бытовыми фразами. Но так случается и с теми ребятишками, которые не испытывают дефицита качественного общения – и тогда это проблема либо логопеда, либо психолога.
  • Бывает, что ребенок вообще говорит невнятно, мямлит, может разговаривать только тихо, «глотает» много звуков, из-за чего речь становится малопонятной. Если это происходит в возрасте старше трех лет – налицо логопедическая проблема.

Учтите, что в ряде случаев малышу нужна не только сугубо логопедическая, но и психологическая помощь, чтобы заговорить хорошо – и логопед обязан перенаправить маленького пациента к психологу, если это необходимо. Сайт «Красивая и Успешная» советует в этом случае не пугаться, а своевременно проконсультироваться с этими специалистами!

Автор —  Даша Блинова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная. Статья проверена практикующим семейным врачом Крижановской Елизаветой Анатольевной, стаж работы — 5 лет. Подробнее про авторов сайта
Копирование этой статьи запрещено!

Источник: https://www.sympaty.net/20180115/nuzhen-logoped/

С какого возраста нужно вести ребенка к логопеду

У каждого родителя возникает желание, чтобы его дитя как можно быстрее начало говорить, причем говорить правильно, без запинок и прочих детских речевых расстройств. Но, как правило, далеко не все малыши способны выстраивать грамотные предложения, имея в своем активе широкий лексикон, и говорить без изъянов. В данном случае стоит задуматься об обращении к специалисту: дефектологу.

Кто устраняет проблемы развития речи?

При появлении у ребенка каких-нибудь нарушений в словопроизношении требуется помощь квалифицированного логопеда. Зачастую в государственных учреждениях могут предложить недостаточные для лечения занятия. Поэтому на помощь приходят частные логопедические центры. Продолжительность устранения недостатков произношения зависит от спетени недостатков и личных особенностей ребенка.

В каком возрасте следует обращаться к логопеду?

Это зависит от проблемы. При ДЦП (детский церебральный паралич) — с полугода, при умственной отсталости — с года, при алалии (неговорящие детки) — с 3 лет. А вот если нужно только пару звуков поставить — то с 4-5 лет. В школе логопед занимается исправлением нарушений чтения, письма и почерка. Даже взрослым людям не возбраняется заниматься улучшением своей речи: коррекция голоса, например, чтобы он стал более низким, приятным, начальственным.

Ранний возраст ребенка — самый благополучный для речевого развития. В связи с этим для профилактики стоит выслушать советы логопеда и вовремя обнаружить первые признаки расстройств в постановке речи. Чем раньше обнаружится дефект, тем проще и быстрее будет его устранить.

В современных условиях технического прогресса набирает популярность консультаций по скайпу. Особенно такие услуги актуальны в случаях затрудненности прибытия в логопедические центры. Звук Р — самый сложный по произношению, соответственно, и самый встречающийся дефект речи — картавые Р / Л. Формирование звука Р у детей происходит в 5 лет, поэтому до этого возраста на данный дефект не стоит обращать внимания.

Каждый ребенок уникален, некоторые начинают говорить правильно с раннего возраста, другим же иногда не справиться с недугом без специализированной помощи.

Источник: http://vachlogoped.ru/article/38

Когда нужно забить тревогу?

Прежде чем бежать в медицинское учреждение, необходимо изучить материал, связанный с этапами развития речи ребенка. Это касается того, что до года у малыша должны появиться лепет и гуление, до 2 лет он должен произносить простые слова, а уже в три года строить небольшие предложения. Если вы видите, что какой то из этих этапов не наступает, то лучше обратиться на консультацию к логопеду. Также задуматься нужно, если до 2 лет кроха совсем не разговаривает.

Возрастные особенности

Касаемо проблем возраста 3-4 лет, то очень часто это трудности произношения сонорных «р», «л» и шипящих. По этому поводу не стоит беспокоиться, поскольку это связано с развитием артикуляционного аппарата и этот навык может появиться у ребенка к пяти годам.

Но бывает и такое, что малыш в три года уже умеет четко произносить все звуки. Чтобы помочь крохе справиться с такими непростыми звуками, делайте с ним несложную артикуляционную зарядку. Для этого попросите его высунуть язык, достать им до неба, сделать губы трубочкой или надуть щеки.

Такие простые тренировки будут очень полезными. 

Всегда ли поможет логопед?

Как правило, логопед, как и репетитор, нужен для дополнительных занятий, а вот основная задача в данном случае лежит на родителях. Они должны заниматься с ребенком, читать книги, и просто давать ему возможность общаться с другими детьми. Бывает и такое, что проблемы с речью не может исправить логопед, тогда нужна помощь невропатолога. Многие недуги бывают связаны с задержкой развития, сниженным мышечным тонусом или даже проблемами со зрением. 

Родителям важно помнить, что если вы уже в раннем возрасте замечаете, что у вашего ребенка очень слабая речь, то лучше всего обратиться на консультацию к специалисту, который поможет скорректировать план дальнейших действий.

Источник: https://www.VirtualAcademy.ru/stati/s-kakogo-vozrasta-obrashatsya-k-logopedu/

Скажи

Распространенным считается мнение, что логопед занимается исключительно коррекцией звукопроизношения, то есть «ставит» звуки.

В действительности же задачи логопеда гораздо шире: это и совершенствование слоговой структуры слова, и расширение и обогащение словарного запаса детей, и развитие связной речи, и обучение грамоте, и профилактика и коррекция нарушений письма и чтения.

Так как речь относится к высшим психическим функциям человека, то работа логопеда связана с развитием у детей психических процессов, внимания, слухового восприятия, памяти, мышления, общей мелкой моторики.

Для оказания квалифицированной помощи детям и взрослым логопед должен обладать основами медицинских знаний: невропатологии, анатомии и физиологии органов речи, слуха и зрения, без которых невозможно верно определить речевое нарушение, а тем более — заниматься его коррекцией. Подробнее об этом мы поговорили с логопедом компании «Добрый Доктор» Юлией Лабковой.

— Юлия Андреевна, какие проблемы может помочь исправить логопед?

— Логопед занимается коррекцией следующих речевых нарушений: нарушение произношения звуков (дислалия, дизартрия); нарушение ритма и темпа речи (тахилалия, брадилалия, заикание); нарушение голоса (дисфония, афония — полное отсутствие речи); недоразвитие или утрата речи (алалия, афазия); нарушение письменной речи (дислалия и дислексия).

— Каковы причины возникновения этих проблем?

— Причины, предрасполагающие к возникновению речевых нарушений, принято делить на две группы: органические (приводящие к нарушениям механизмов в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (нарушающие нормальную работу речевого аппарата).

К органическим причинам в первую очередь относится внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода. Как-то: внутриутробная гипоксия плода, вирусные заболевания, травмы, падения и ушибы матери, несовместимость крови матери и плода, нарушения сроков вынашивания плода, курение, прием алкоголя и наркотических средств, прием лекарственных препаратов (существует ряд препаратов, которые противопоказаны при беременности или должны применяться с осторожностью).

Во-вторых, наследственная предрасположенность и генетические аномалии.

В-третьих, родовые травмы, асфиксия, малая масса тела новорожденного, низкий балл по шкале Апгар.

В-четвертых, заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни: бактериальные и вирусные, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга, травмы лицевого скелета.

К функциональным причинам речевых нарушений относятся неблагоприятная речевая среда, нехватка внимания со стороны взрослых, дефицит любви и общения — когда родители мало общаются с ребенком, не читают ему сказок.

— Бытует мнение, что заикание может спровоцировать сильный испуг

— Да, это так. В такой ситуации в первую очередь следует обратиться к неврологу — он назначит медикаментозное лечение, на фоне которого подобные речевые проблемы могут уйти даже без участия логопеда.

— Есть ли какие-либо речевые проблемы, являющиеся вариантом возрастной нормы?

— Если говорить о возрастных нормах формирования звукопроизношения, то они примерно следующие. В возрасте от года до двух лет ребенок овладевает произношением лишь самых простых по артикуляции звуков. Это гласные звуки «а», «о», «э» и губные «п», «б», «м» — именно из них состоят всем известные первые слова: мама, папа, баба.

В возрасте двух-трех лет усваивается произношение ряда других звуков: гласных «и», «ы», «у», согласных «в», «ф», «т», «д», «н», «г», «к», «х» и «й». Появление у детей этих звуков группами не случайно: например, когда ребенку становится доступно понимание поднимания и прижимания кончика языка к верхним резцам, в его речи появляются артикулемы: «т», «д», «н».

Источник: https://lady.tut.by/news/life/535913.html

Занимается ли логопед. Занятия с логопедом — как понять, что ребенка нужно вести к специалисту? Заболевания и нарушения, относящиеся к компетенции логопеда

Логопедия – наука, которая находится на стыке медицины, педагогики и психологии, и изучает различные дефекты речи, причины их появления, механизмы и способы устранения или предупреждения.

Особенная актуальность работы специалиста-логопеда заключается в том, что, хотя нарушения речевой функции и не являются смертельно опасным недугом для человека, они всё же способны сильно осложнить ему жизнь, мешая нормальной коммуникации с окружающими.

Особенно это актуально для детей: во-первых, большинство дефектов речи появляются именно в детском возрасте, когда их можно наиболее успешно излечить; во-вторых, если взрослые обычно более тактично и с пониманием относятся к собеседникам, имеющим проблемы с произношением, дети, увы, отличаются известной жестокостью к своим сверстникам с любыми особенностями. Такое положение вещей может стать причиной появления психологической травмы и комплексов, которые станут преградой для нормального общения с окружающими в детском и взрослом возрасте. Своевременное обращение к логопеду поможет избежать подобных проблем в жизни.

Кто такой логопед: педагог или врач

По поводу того, является ли логопед психологом, медиком или учителем, существуют различные точки зрения. Всё дело в том, что логопеды принимают пациентов не только в медицинских учреждениях. На сегодняшний день, в большинстве детских садов, школ и коррекционных учебных учреждений, в штате предусмотрена должность логопеда. Эти специалисты работают с детьми непосредственно по месту их обучения.

Такие логопеды являются педагогами – они имеют высшее логопедическое или дефектологическое образование, а в своей работе руководствуются данными медицинского характера, полученными из карты пациента.

Работа этого педагога тесно связана с врачебной деятельностью детского невролога, отоларинголога, психолога, так как причины появления дефектов речи, нередко обусловлены наличием каких-либо расстройств здоровья.

Специалисты, работающие в медицинских учреждениях, имеют высшее медицинское образование, а также образование в области дефектологии или логопедии, дополнительное прохождение курсов психотерапии. В отличие от педагогов, они могут назначать в схеме лечебной терапии медикаментозное лечение, а также применять психотерапевтические методики для того, чтобы помочь пациенту справиться с нарушениями речи.

Чем занимается логопед

Распространённым заблуждением является утверждение, что врач-логопед всего лишь помогает нужным образом “установить” правильное произношение конкретных звуков, так как это лишь часть работы логопеда.

Доктор проводит диагностирование нарушений, изучает анамнез своего пациента, при необходимости назначает различные обследования – таким образом ему удаётся установить причину появления дефектов речи.

После того, как диагноз поставлен, врач-логопед принимает решение о назначении конкретных терапевтических схем для устранения нарушений речевой активности.

Для этого специалиста обязательны навыки психолога и психотерапевта, так как работа с дефектами речи часто напрямую связана с психологическими травмами и комплексами, перенесённым испугом или иными тяжёлыми, стрессовыми состояниями.

Основными задачами доктора-логопеда является:

  • постановка правильного произношения звуков;
  • расширение словарного запаса;
  • совершенствование грамотности речи;
  • улучшение чёткости произношения;
  • коррекция речевых ошибок и неточностей;
  • реабилитационные меры к пациентам, которые приобрели дефекты речи из-за перенесённых болезней, например, после инсульта;
  • изучение механизмов и причин появления дефектов речи, разработка методов их корректировки;
  • определение органических поражений органов речевого аппарата.

Какие органы и психические явления лечит логопед

К компетенции доктора относится вся система органов речевого аппарата:

  • ротовая полость (челюсти, зубы, дёсны, твёрдое и мягкое нёбо);

Источник: https://vocerkovlenie.ru/zanimaetsya-li-logoped-zanyatiya-s-logopedom-kak-ponyat-chto/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Моя кроха
В каком возрасте дети садятся

Закрыть