Что делать если ребенок ведет себя неадекватно

Ребенок 3 лет не слушается: что делать, психология поведения ребенка, причины непослушания, советы детских психологов и психиатров

что делать если ребенок ведет себя неадекватно

Вполне обычная ситуация, когда ребенок 3 лет не слушается. Что делать в таком случае, знают далеко не все родители. Многие из них пытаются успокоить чадо уговорами, криками и даже физическим воздействием. Некоторые взрослые просто идут на поводу у малыша. И те и другие совершают ошибку. Почему же трехлетний ребенок не слушается и как это пресечь? На эти вопросы ответит публикация.

Кризис трех лет

Чтобы понять, почему малыш не слушается, необходимо разобраться в детской психологии. Как правило, в 3 года ребенок уже считает себя личностью, взрослым человеком со своими потребностями и желаниями. Взрослые же продолжают обращаться с ним, как с несмышленым малышом. Из-за этого и возникают недопонимания, истерики и конфликты.

В целом непослушание ребенка в 3 года является нормой. Как говорят психологи и психиатры, этот возраст совпадает с кризисом, который необходим для дальнейшего личностного развития. Он может возникнуть чуть раньше или позже (в 2,5 – 4 года). Все зависит от темперамента, воспитания и степени доверительности отношений между крохой и родителями. То есть ребенок не слушается в 3 года не потому, что он плохой, а потому что с ним происходят личностные изменения.

Как же можно охарактеризовать кризис этого возраста? У детей начинают развиваться такие черты, как упрямство, негативизм, строптивость, своеволие, бунтарство, обесценивание, деспотизм. Психолог Л. С. Выготский считал, что эти качества необходимы для формирования чувства признания и самоуважения, хоть они и создают трудности для взрослых. Современные психиатры с этим полностью согласны.

В 3 года дети начинают отделять себя от остальных людей, осознавать свои возможности и ощущать себя источником воли. Малыши сравнивают себя со взрослыми и хотят выполнять те же самые действия, что и они. Например, «Я уже большой, я сам завяжу шнурки!» В то же время ребенок начинает чувствовать автономность от мамы и папы.

Он осознает, что он – отдельная личность, у которой есть свои желания, предпочтения и вкусы. Это способствует формированию внутреннего протеста, поэтому ребенок в 3 года не слушается и истерит. Например, он может обзываться, ломать игрушки, обижать других детей, отказываться кушать кашу, которую сварила мама.

Из-за этого у взрослых создается впечатление, что чадо просто испытывает их нервы на прочность.

Малыш ведет себя отвратительно только потому, что ему кажется, что взрослые хотят ограничить его свободу какими-то условностями и правилами. И он своим непослушанием начинает проверять, насколько эти рамки значимы для других и что будет, если их нарушить.

Проявление самостоятельности

Дети в 3 года хотят, чтобы их воспринимали как взрослых, поэтому сильно обижаются, если их называют маленькими. В этом возрасте складывается положительный образ «Я», поэтому малыши любят выставлять успехи напоказ и быть в центре внимания. Достижения прибавляют им оптимизма, который позволяет считать себя хорошим.

Причем все делать хочется самостоятельно, без чьей-либо помощи. Ребенок в 3 года не слушается родителей, потому что каждая непреложная истина подвергается сомнению. Делать все только по указке взрослых нет совершенно никакого желания. Лишь тщательный пересмотр правил поведения может помочь сформировать свой взгляд на мир.

Причиной непослушания трехлетнего малыша может являться расширение кругозора. В этом возрасте все становится интересно и хочется самостоятельно исследовать такой огромный окружающий мир. Даже если мама говорит не идти туда, то карапуз воспринимает это как вызов. Ему просто становится интересно, что же там такого необычного.

Усталость

Ребенок в 3 года не слушается, кричит и плачет, казалось бы, без повода? Стоит задуматься о распорядке дня своего чадо. Некоторые родители уже в столь раннем возрасте начинают нагружать своего малыша многочисленными знаниями и умениями, записывая его во всевозможные кружки. Это может привести не только к физической, но и к эмоциональной усталости. Отсюда неуравновешенное психологическое состояние и непослушание.

Авторитарный стиль воспитания

Он предполагает, что родители командуют, а ребенок безоговорочно выполняет любые указания и беспрекословно подчиняется. При этом желаниями чада взрослые не интересуются, отчего становится очень обидно. Подобные посягательства на «Я» могут сформировать довольно-таки революционный настрой. В результате ребенок начинает закатывать истерики, лишь бы его услышали. Это своеобразный крик малыша о том, чтобы его уважали как личность.

Напряженная атмосфера в семье

В некоторых семьях родители неуважительно относятся друг к другу, сквернословят и даже поднимают руку на ближнего. И нет ничего удивительного в том, что их ребенок в 3 года не слушается и дерется. Он просто копирует модель поведения взрослых, типичную для семьи, считая, что такое поведение вполне нормально.

Что делать?

Ребенок 3 лет не слушается настолько сильно, что кажется, что с этим ничего уже не поделаешь. Родители просто опускают руки и идут на поводу у своего маленького монстра.

Например, маме проще самой убрать игрушки, чем бесконечно просить об этом карапуза. Но бездействовать нельзя, иначе ситуация усугубится. Если не пресекать неправильное поведение, то ребенок будет ощущать вседозволенность.

Но важно понимать, как правильно удовлетворить потребности чада, чтобы скорректировать его развитие в нужное русло.

Соблюдение распорядка дня

Большинство родителей не нормируют день крохи, и совершают ошибку. Очень важно разделять моменты кормления, познавательных занятий, игры и отдыха. На каждую составляющую нужно выделять время, желательно в одни и те же часы. Это поможет сформировать у малыша привычку выполнять указанные правила.

Ему становится понятно, что за одними определенными событиями следуют другие. В результате чадо перестает быть раздражительным агрессивным и тревожным. Если нет никакого режима, то не стоит удивляться, что ребенок в 3 года не слушается. Он просто не знает, чего ожидать и что нужно будет делать дальше.

Запреты и ограничения

Безусловно, если все позволять маленькому человечку, то в итоге это выльется в непослушание. Пойдя однажды на уступку, велик риск оказаться в невыигрышном положении. Потом не стоит удивляться, почему карапуз ведет себя как дьяволенок.

На самом деле родителям очень легко потерять свой авторитет в глазах ребенка. Поэтому нужно еще с малых лет объяснять ему, что разрешается, а что находится под запретом. Это правило должно распространяться на всех детей любого возраста. Запреты являются неотъемлемой частью правильного воспитания. Если их не вводить, то конечный результат очевиден – ребенок не слушается. К 3-5 годам дети обычно уже начинают четко понимать, как можно поступать, а как – нельзя.

Справедливые запреты и ограничения полезны для формирования у малыша адекватного отношения к самому себе и миру. Если все будет дозволено, то он в скором времени перестанет ценить то, что имеет, и будет принимать все как должное. Кроме того, многие запреты необходимы для безопасности и здоровья детей.

Но стоит понимать, что не нужно ограничивать ребенка во всем подряд. В противном случае можно создать препятствия для развития. Если трехлетний карапуз ведет себя некрасиво, то не осознает этого. Он просто хочет ощущать свою значимость и важность.

Если ребенок 3 лет не слушается, что делать? Безусловно, его нужно наказывать. Но свой метод воздействия необходимо объяснять. Малыш должен понимать, что он поступил плохо, и за что конкретно его наказывают. В противном случае он может сильно разозлиться и затаить обиду на долгие годы.

Иногда родителям кажется, что здесь и так все понятно, и пояснять причину нет необходимости. Но это не так. Крохи еще не способны моментально сопоставить все факты и прийти к соответствующим выводам.

Если ребенку все спокойно объяснить, то ему уже будет не так обидно, и он начнет размышлять над своим поступком.

Как нужно наказывать чадо? Многие родители применяют не только словесные, но и физические методы воздействия. Психологи и психиатры отмечают, что последние способы абсолютно недопустимы.

Исследования доказывают, что данная мера не улучшает эмоциональный контакт между детьми и взрослыми, а, наоборот, отдаляет их друг от друга. Физические наказания ведет не только к недопониманию в отношениях, но и к формированию обид и различных комплексов.

В результате подросший ребенок будет вести себя неадекватно, агрессивно и станет неуправляемым.

Можно ли наказывать маленьких детей словесно? Что думают по этому поводу специалисты и какие дают советы? Ребенок в 3 года не слушается только по той причине, что это никак не пресекается. Неправильное поведение необходимо корректировать – так считают психиатры и психологи.

Если малыш ведет себя неподобающе, то отец или мать сразу же должны высказать свое мнение и дать понять, что не одобряют подобные действия. Наказания вроде «Тогда не куплю игрушку», «Не будешь смотреть телевизор» абсолютно неэффективны.

Если ребенок позволяет себе шалости или капризничает, достаточно будет спокойно сделать ему замечание и объяснить без криков, почему себя так вести нельзя. Такой метод воздействия на непослушное чадо будет самым правильным.

Отделять поступок от личности

Психологи также отмечают, что родители часто допускают ошибку, когда словесно наказывают ребенка. Если он делает что-то нехорошее, то его тут же называют плохим. Но это ведь не так. Малыш просто совершил то, что противоречит представлениям общества о нормах.

Если ребенок 3 лет не слушается — что делать и говорить в этом случае? Правильно будет сказать, что поступок некрасивый, поэтому он характеризует человека с плохой стороны. При таком подходе сама личность малыша не затрагивается. В выборе выражений нужно быть крайне осторожным. В этом возрасте детям очень легко поверить в свою никчемность и неполноценность. В итоге ребенок так и не будет слушаться, но плюсом у него разовьется неуверенность в себе.

Можно ли ребенку уступать?

Дети даже в раннем возрасте достаточно смышленые. Поэтому они быстро смекают, что им постоянно уступают. Но взрослые не должны давать слабину, особенно если их чадо закатывает сцену.

В ситуациях, когда ребенок в 3 года не слушается, Комаровский Евгений Олегович, известный доктор и писатель, рекомендует взрослым игнорировать истерики и иное неадекватное поведение. Плачем и капризами дети испытывают нервы родителей на прочность.

Если оставаться спокойным и никак не реагировать, то воздействие истерикой отложится до следующего случая, а со временем и вовсе забудется.

Безусловно, нужно разумно подходить ко всему и в некоторых случаях уступать своему малышу, ведь он только познает этот мир. По мнению специалистов в области психологии, незыблемыми всегда должны оставаться те вещи, которые способствуют выработке характера и помогают оставаться в безопасности.

Например, ребенок должен знать с малых лет, что нельзя играть на дороге, идти на красный свет, баловаться с огнем, шуметь в общественном месте. Можно и нужно уступить карапузу, если он болеет. В такие моменты дети должны получать особую поддержку и внимание.

Если ребенок хочет желанную игрушку, то ее следует купить не по первому требованию, а, например, на ближайший праздник. Так малыш научится понимать, что все стоит денег и не дается просто так.

Ребенок не слушается в 3 года: советы психологов и психиатров

  • Не вестись на провокации, терпеливо разговаривать с ребенком в спокойном тоне.
  • Не сдаваться, отстаивать до конца свою позицию.
  • При истериках не нужно рассказывать, что это плохо. Это только усилит плач и крики. Лучше проигнорировать или отвлечь внимание на что-то другое.
  • Нельзя принуждать ребенка к действию напрямую. Куда эффективней это делать в игровой форме.
  • Можно подменять желания. Например, «Сегодня купить мороженое не получится, но вот сок и фруктовый йогурт – запросто!»
  • Если кроха что-то требует, можно предоставить ему право выбора, но только из тех вариантов, которые подходят взрослому.
  • Всегда поощрять детей за проявленную самостоятельность.

Когда трехлетний малыш не слушается, нужно проявлять терпение, понимание и дипломатические способности.

Не стоит забывать, что ребенок познает мир и еще только учится вести себя в нем.

Источник: https://FB.ru/article/421835/rebenok-let-ne-slushaetsya-chto-delat-psihologiya-povedeniya-rebenka-prichinyi-neposlushaniya-sovetyi-detskih-psihologov-i-psihiatrov

Неадекватное поведение ребенка: причины и что делать родителям ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

что делать если ребенок ведет себя неадекватно

Каждый родитель мечтает о том, что его чадо будет послушным и спокойным. Но в реальности мы часто сталкиваемся с неадекватным поведением и не знаем, что делать, когда ребенок начинает вести себя странно.

Такое поведение может выражаться по-разному, и взрослым кажется, что видимых причин для этого нет.

На самом деле, странные поступки маленького человека имеют ряд обоснований, и родители должны знать, по какой причине их ребенок начинает проявлять агрессию, замыкаться в себе, скандалить.

Неадекватное поведение поддается корректировке, но делать это нужно правильно, чтобы не нарушить неокрепшую психику маленького человека.

Он требует к себе внимания

Во многом, родители сами виноваты, если у малыша начинается необоснованная, на первый взгляд, агрессия. Когда он спокойно играет, мама с папой могут заниматься своими делами и не подходить к малышу. Как только сын или дочь начинают кидать мяч в телевизор, таскать кота за хвост, раскидывать игрушки, мы тут же бежим к детям. У ребенка быстро формируется осознание того, что внимание родителей можно привлечь плохими поступками.

Это касается не только маленьких детей, но и школьников.

Некоторых учеников нужно постоянно успокаивать на уроках, и это сигнализирует о том, что они требуют к себе повышенного внимания взрослых.

Что нужно делать родителям?

Не оставляйте сына или дочь надолго, даже если они мирно собирают конструктор или рисуют картинку. Подойдите, похвалите за успехи, предложите поиграть вместе. Не бегите сразу же, если заметите, что малыш начинает активные игры.

Естественно, вы боитесь, что он может что-то сломать или испортить. Но в том случае, когда его игры не несут опасности здоровью и жизни, подождите немного и понаблюдайте издалека.

Возможно, малыш взял палку не для того, чтобы разбить окно, а будет кататься на ней, как на лошадке.

Дети показывают, кто в доме хозяин

В определенном возрасте ребенку нужно понять, кто сильнее: он или взрослые. По этой причине начинаются истерики в магазине игрушек. Он катается по полу, громко кричит и требует купить именно эту машинку. Скорее всего, она ему и не нужна, но ребенку важно понять, сможет ли он добиться того, чтобы мама исполнила его требования. Взрослые часто путают эти два пункта: они думают, что таким поведением малыш привлекает их внимание. Определить цели его истерики очень просто.

Если после вашего замечания сын/дочь успокоится, значит, они просто привлекали ваше внимание.

В том случае, когда поведение после сказанных слов становится еще хуже, цель у ребенка – показать, что он имеет над вами власть.

Как должны себя вести взрослые?

Всегда предоставляйте детям выбор: «Ты выбираешь синее платье или розовое?», «Мы пойдем в магазин или поедем в детский центр?». Дети быстро начинают понимать, что они имеют право голоса, с ними считаются и прислушиваются к их мнению. Важно, чтобы все предлагаемые варианты родителей тоже устраивали.

Детский страх

Ребенок боится, что его старания не оценят, накажут, отругают. Когда дети боятся, они прячутся: под стол, в другую комнату или уходят в себя. Вот почему ученики вдруг начинают плакать перед экзаменом, или возникает агрессивное поведение. Страх может проявляться по-разному:

  • я боюсь, поэтому лучше нападу первым;
  • от страха куда-нибудь убегу;
  • замру, а еще лучше, закрою глаза.

Родители должны всегда подбадривать, хвалить своих детей. Для ребенка очень важно, что мама с папой всегда встанут на его сторону и поддержат, несмотря на ситуацию. Но хвалить нужно искренне и только в том случае, когда поведение этого заслуживает. Дети чувствуют, когда им льстят и заискивают, поэтому обманывать их нельзя.

Месть за обиду

Часто агрессивное поведение из-за обиды на близких людей ребенок переносит на всех взрослых. Он пока не может мстить маме и папе, потому что они – самые родные, их любовь нужна, как воздух.

Но, например, может затаить обиду на маму с папой за то, что они отправили его на три месяца к бабушке, хотя ему так хотелось остаться с родителями.

Ребенку может показаться, что они его бросили, потому что больше не любят, и он начнет неадекватно себя вести со всеми взрослыми: с бабушкой, дедушкой, воспитателем в детском саду, проходящей мимо тетей и т.д.

Заниженная самооценка

Несколько десятилетий назад детей воспитывали, как помощников, с раннего детства. Они еще не ходили в школу, но родители их отправляли в магазин за хлебом, доверяли мыть посуду, поливать цветы. В наше время чашки и тарелки моет посудомоечная машина, продукты привозят на дом, а родители могут работать, не выходя из дома.

Количество сфер, где ребенок смог бы проявить свою самостоятельность и помочь взрослым, значительно сократилось. Это формирует заниженную самооценку, как и брошенные слова взрослых: «Если не будешь хорошо учиться, не сможешь заработать много денег».

Маленький человек начинает чувствовать свою ненужность, неспособность сделать что-то полезное, чего-то добиться в жизни.

Родителям нужно научиться доверять своим детям.

Мама может вместе с малышом заниматься уборкой или готовить обед, вместо того, чтобы давать ему планшет, чтобы спокойно сделать что-то по дому. Если папа возьмет сына с собой в гараж и попросит подержать какой-то нетяжелый инструмент, мальчик почувствует свою значимость и будет рад помочь отцу.

Что делать в этом случае?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда у новорожденного отпадает прищепка с пупка

Старайтесь установить тесный контакт с детьми, разговаривайте с ними обо всех проблемах, решайте вместе какие-то семейные вопросы. Очень важно научить сына или дочь озвучивать свои эмоции: «Что ты чувствуешь в данный момент?». С раннего возраста спрашивайте, какую эмоцию сейчас переживает малыш: ярость, ревность, обиду, разочарование, счастье, радость.

Каждый ребенок уникален, и родители обязаны прислушиваться к своим детям, не игнорировать их желания и потребности, быть рядом с любой ситуации.

Никогда не говорите сыну или дочке: «Такая вредная и злая девочка/мальчик мне не нужна/не нужен». Дети должны чувствовать, что их любят не за поведение, а просто за то, что они есть. Если с раннего детства установить дружеские взаимоотношения, участвовать в жизни детей, поддерживать и помогать в любой ситуации, разобраться в непростом поведении будет значительно проще.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam/neadekvatnoe-povedenie-rebenka.html

Что делать, если в группе детского сада или классе неадекватный ребёнок – какие меры нужно принять, советы родителям

что делать если ребенок ведет себя неадекватно

Нередко, на форумах посвящённых воспитанию детей, можно услышать истории о «ребенке, который всем мешает» и просьбы помочь советом.

Людмила, мама Даши

Беспокойство родителей в этой ситуации более чем понятно, ведь отправив ребенка в школу, хочется быть уверенным, что там с ним ничего не случится.

В связи с этим, крайне важно добиваться от школы и вышестоящих инстанций, действий при которых климат в классе будет благоприятным. Но давайте углубимся в причину такого поведения.

Кризис бывает не только у взрослых

Первым делом, давайте уточним, сколько ребенку лет? Психологи выделяют 6 детских кризисных возрастов:

  • Кризис первого месяца;
  • Одного года;
  • 3-х лет (именно тогда мы идем в садик);
  • 7-ми лет (первый раз в первый класс);
  • 13-ти лет (гормональные изменения);
  • 17-ти лет (поступление в университет, как шаг во взрослую жизнь).

Кризис 3-х лет

Виолетта, мама 3-х летнего Максима

Один из самых сложных возрастных кризисов ­­считается кризис раннего детства, так называемый «Я сам». Именно в этом возрасте малыш формирует свое Я, здесь же он сталкивается с реальностью, что он становится не центром вселенной, поэтому всеми возможными способами хочет привлечь внимание. Главные правила для родителей, чтобы мягко и с пользой, пережить этот кризис:

  1. Выстраивать границы дозволенного. Закрывать глаза на безобразное поведение, чревато серьезными проблемами в будущем, от неумения адекватно вести себя в обществе до зависимости от чужого мнения;
  2. Не ругать ребенка по поводу и без. С точки зрения мамы и папы, наказание за проступок может выглядеть более чем адекватно, но не со стороны ребенка. Если спокойно не объяснить ему, что он сделал не так и что за это может быть, ребенок, задав себе вопрос: «Почему они на меня кричат?», выберет самый простой ответ «Они меня не любят» или «Со мной что-то не так». Вследствие чего может начать формироваться комплекс вины и заниженная самооценка;
  3. Давать возможность выбора. Как сказано выше, именно в это возрасте ребенок хочет делать все самостоятельно, быть взрослым. Возможность осознанного выбора и принятия последствий – характеризует взрослого человека;
  4. Проявите смекалку, дайте выбрать из того, что выгодно вам, фокус в этом возрасте все еще возможно изменить.

Те родители, которые халатно относились к чаду в этом возрасте, в итоге получают агрессивного и неуправляемого зверька.

Воспитывать тут нужно не только ребенка, но и родителей, мы уже рассказывали, как правильно это делать.

Кризис 7-ми лет

С первого по второй класс, агрессивное поведение психологи рассматривают как процесс адаптации, с изначально легко возбудимой психикой, а также начальными признаками СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), к стрессовым условиям в школе.

Детям с гиперактивностью характерны следующие черты:

  • Крайне чуткий сон или вовсе бессонница, разговоры во сне;
  • Неусидчивость, плохая концентрация внимания;
  • Импульсивность, непредсказуемость (могут резко закричать, ударить, убежать, забрать и выкинуть чужую вещь);
  • Апатия к наказаниям и похвале;
  • Приступы агрессии;
  • Ранимость и впечатлительность.

В этот период с гиперактивными детьми должны заниматься классные руководители и их родители.

Оставлять в школе «удобных детей», путем исключения «неудобных» никто не будет.

Запаситесь терпением, а главное, любые вопросы и конфликтные ситуации решайте через администрацию школы и педагогов. Запрещено вступать в личные перепалки, угрожать и как-либо взаимодействовать с чужим ребенком самостоятельно. Заботясь о безопасности своего сына или дочки, не переступите черту, когда привлечение внимания к проблеме, перерастет в травлю чужого ребенка.

Если разговоры с родителями трудного подростка не приводят ни к чему хорошему, чтобы решить проблему цивилизованно, устройте родительское собрание, итогом которого должно стать коллективное письмо на имя классного руководителя и директора. Рассматривать такое письмо, скорее всего, будут на педсовете, в присутствии всех участников конфликта.

Записывайте все, что говорят на собрание. По результатам педсовета, ученика с девиантным поведением посоветуют показать школьному или частному психологу, невропатологу, а также пройти ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Выбор последнего остается за родителями.

Чтобы особенности девиантного поведения не повлияли на взрослую жизнь малыша и не отравляли жизнь окружающим, родителям настоятельно рекомендуется прислушаться к советам администрации школы и обратиться к невропатологу, а также психологу. Те в свою очередь изучат поведение ребенка, поставят диагноз, а также дадут рекомендации, как грамотно его воспитывать и какие лекарства принимать, чтобы снизить риск негативного отношения к малышу со стороны окружающих.

При этом никакой агрессии и тем более рукоприкладства со стороны родителей быть не должно. Подобного рода раздражители послужат триггером для усиления приступа гипердинамики.

Важно понять, что ребенок не пытается делать назло, а просто не может вести себя иначе, ввиду своей природной специфики.

Классный руководитель и педагоги должны проявлять повышенное внимание к таким детям, а родители одногруппников или одноклассников — запастись терпением.

Подведём итог, что же делать, чтобы убрать из класса «плохого мальчика»

Если в вашем кругу знакомых нет министра образования или его заместителей, то перевести чужого ребёнка в другой класс или школу просто по желанию невозможно. Но вы можете повлиять на то, чтобы этим занялась администрация учебного заведения. Для этого нужно:

  • Пишите заявление о безобразном поведении на имя директора, завуча;
  • Если ребёнок бьёт, снимайте побои, прикладывайте их к заявлениям;
  • При возможности запишите на видео беспорядки, которые устраивает агрессор;
  • Чем больше родителей будут жаловаться на одного ученика, тем быстрее будут приняты меры;
  • Пишите инспектору по делам несовершеннолетних вашей области;
  • Пишите в министерство образования.

Но запомните, всё, что вы пишите, должно быть реальным действием, и подтверждено справками либо другими учениками и их родителями. В противном случае это будет выглядеть как личная неприязнь. Мы же рекомендуем более лояльный подход к решению проблемы.

  • Поговорите с учеником, без повышения голоса, попробуйте объяснить, что так делать нельзя;
  • Поговорите с родителями ученика на очередном собрании;
  • Попросите классного руководителя уделять особое внимание мальчику с агрессивным поведением.

Скорее всего, выходки хулигана это следствие неправильного воспитания и нехватки внимания, которое пройдёт со временем. Наберитесь терпения.

Источник: https://chto-delat.info/neadekvatnyy-rebenok

Неадекватное поведение вашего ребенка в школе

Сегодня многих родителей и учителей волнует проблема неадекватного поведения ребенка в школе. Поэтому важно знать, почему школьник начинает нарушать дисциплину, с чем бывает связано подобное поведение и как это исправить, если проблема уже существует.

Признаки неадекватного поведения ребенка

Несмотря на то что выражаться неадекватное поведение детей в школе может совершенно по-разному, выделяют некоторые общие признаки: школьник рвет тетради, бросается стульями, переворачивает столы, дерется, не слушает учителей, ходит по классу, выражается нецензурной лексикой.

Следствие часто бывает однотипным: школьный психолог не может повлиять на поведение школьника, а сам ребенок на задаваемые ему вопросы молчит.

Когда такие профилактические беседы не дают результатов, ребенка отправляют на обследование к психиатру, хотя в большинстве случаев без этого можно обойтись.

Если школьному психологу все же не удастся найти общий язык с ребенком, то можно порекомендовать школьнику нарисовать рисунок на произвольную тему. Есть большая вероятность, что рисунок также окажется диагностическим признаком отклонения и укажет на проблемные области его растущей личности.

Родителям рекомендуется поддерживать связь со школьным психологом, чтобы быть в курсе того, как изменяется динамика поведения сына или дочери, есть ли результаты в работе с ним. Часто у педагога-психолога имеется памятка для родителей о том, как лучше вести себя с таким ребенком. Кроме того, полезно будет провести беседу с учителями, которые могут подсказать, как правильно выстроить диалог с ребенком дома. Это поможет вам лучше анализировать складывающиеся ситуации.

Причины неадекватного поведения ребенка со стороны

Психологи по-разному пытаются объяснить нарушения поведения детей в школе. При ответах на волнующие вопросы родителей касательно поведения ребенка в школе одни психологи отмечают, что сказывается накопленная усталость за учебный год (особенно в конце), нехватка витаминов.

Далее специалисты уточняют, в каком классе учится школьник, и если речь идет о первокласснике, то списывают плохое поведение ребенка в школе на стрессовый период, который сильнее затрагивает возбудимых детей с неустойчивой эмоциональной сферой и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Другие специалисты считают, что причина неадекватного поведения — характер ребенка, объясняют его асоциальное поведение демонстративностью и нехваткой внимания, которое школьник хочет получить от окружения.

В этом случае родителям нужно вспомнить, не менялось ли что-то в поведении их сына или дочери за последние 3 месяца, не было ли сильных стрессовых факторов.

Некоторые психологи отмечают возможные наследственные проявления психической патологии и все же рекомендуют обратиться к психиатру или неврологу, чтобы пройти курс лечения в превентивных целях.

Отношения в семье

Чаще всего главным источником того, что у ребенка испортилось поведение в школе являются семейные отношения. Вспомните, что происходило у вас дома незадолго до того, как ребенок изменился. Посмотрите на ваши отношения в семье по-другому, проанализируйте, почему поведение ребенка может испортиться. В достаточном ли количестве он получает вашу любовь, заботу и ласку? Открыты ли вы сами с ребенком, искренни ли с ним? Удовлетворены ли его потребности в безопасности?

Если поменялось поведение в школе, значит, оно каким-то образом изменилось и дома. Обратить на это внимание не должно составить труда. С этого можно начать разговор с ребенком, поинтересоваться, что у него случилось, волнует его и зачем он так себя ведет. Именно зачем, а не почему.

У любого действия, особенно неадекватного, есть своя цель, и ваша задача ее выяснить, желательно в мягкой форме. Ребенок своим поведением хочет вам что-то сообщить, но не может сделать этого словами, возможно, в силу страха, замкнутости, отсутствия привычки делиться своими трудностями в семье.

А поддержка родителей ему на самом деле очень нужна.

Обратите внимание на то, что у ребенка может быть занижена самооценка, он замыкается в себе и впадает в уныние. Значит, учите его выражать свои эмоции приемлемым способом. Это означает, что при возникновении конфликтной ситуации нельзя оскорблять другого, а сказать ему спокойно о своих чувствах, например, «Неприятно, когда ты так делаешь», «Злюсь на тебя». Это будет конструктивно. Такой же тактике общения следовало бы научиться и родителям.

Что делать, если ребенок ведет себя неадекватно давно

Бывает и такое, что ребенок проявляет асоциальные черты в поведении, так как у него не установлены границы дозволенного, и он не понимает причинно-следственной связи между поведением и его последствиями. Тогда, скорее всего, нарушение поведения отмечается у него давно и для вас не является открытием. В этом случае возможны такие варианты:

  • Изменить тактику отношений с ребенком, дать ему понять, что не все допустимо. Более внимательно изучить с ребенком правила поведения в школе. При этом подключить к воспитанию ребенка того, кто сможет научить его хорошему поведению, записать на занятия к педагогу-психологу.
  • Показать ребенка детскому психиатру и/или неврологу, чтобы врач его обследовал, дал свое заключение и при необходимости назначил курс лечения. В некоторых случаях нарушения поведения ребенка могут свидетельствовать об органических поражениях головного мозга. Как правило, это происходит во время беременности или вследствие черепно-мозговых травм, а также сильных стрессов. Неадекватные действия могут говорить и о психической патологии с нарушением поведения и социальной дезадаптацией. Невролог диагностирует нарушение работы нейронных связей центральной нервной системы на уровне анатомии, наблюдает за их проявлениями во время своего обследования, детский психиатр имеет дело с последствиями этих нарушений, которые заметны в поведении, общении, учебе.

Бояться обращения к психиатру не стоит. Родители не должны быть безразличны к проблемам своих детей. Психиатр постарается помочь вам и вашему ребенку. Если все окажется в порядке, вы сможете исключить из причин неадекватного поведения школьника психические отклонения.

Дальше все можно будет уладить с помощью улучшения доверительности ваших отношений с ребенком. Помимо всего вышесказанного, надо учить сына или дочку не реагировать на провокации одноклассников, учить их самоконтролю, самообладанию, спокойствию. Чтобы эта форма поведения у вашего чада закрепилась, необходимо за каждый хороший поступок его хвалить.

Но и про выражение эмоций забывать нельзя, держать их в себе тоже неправильно.

Источник: https://roditeliz.ru/school/neadekvatnoe-povedenie-rebenka-v-shkole-kak-ispravit.html

«Ваш ребёнок неадекватный, мы будем его лечить»: как школа избавляется от неудобных детей

Все дети разные: одни быстро адаптируются к школе, другие долго. Школьный психолог должен помогать привыкнуть к урокам и новому режиму, но это не всегда так. Наш блогер, коуч-консультант и мама Татьяна Васильева, рассказывает о своём опыте взаимодействия со школьным психологом и о смене школы после первого класса.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Три года назад я собиралась на встречу со школьным психологом. Коллеги провожали меня сочувственными и взволнованными взглядами, словами «Оно тебе надо?» и «Держись!». Несколькими днями ранее я была на встрече родительского клуба на тему «Жизненные сценарии и установки из детства», а несколькими неделями ранее мне позвонили из журнала и запросили экспертный на тему «Нужны ли в школе психологи? И с чем связаны детские суициды?».

События и послания универсума накопились и сподвигнули меня высказаться. Сразу оговорюсь, мои мысли — это субъективная оценка реальности, основанная на собственном опыте родителя и школьника.

Вот какие у вас ассоциации со словами «школа», «родительское собрание», «педсовет», «школьный психолог»? Чаще встречаюсь с негативными: страх, безнадёжность, раздражение. Распространённое отношение к школе как к большой всесильной системе, которая обязательно тебя задавит, проглотит, сомнёт. Почему так — и бывает ли по-другому?

Эпизод 1 (длительность — один год)

2013 год. Мой сын пошёл в первый класс. Школу мы выбирали, я собирала информацию, кто будет вести первый класс, сын ходил на подготовительные занятия, всё было в норме. Ничто не предвещало трудностей, более чем ожидаемое прохождение этапа адаптации ребёнка и всей семьи к новым обстоятельствам и жизни в новой системе. Но

Первая четверть: школьная форма регулярно порвана и испачкана, скепсис к домашнему заданию, замечания в дневнике, порванные и помятые тетради. Вызовы к учителю с одним сценарием диалогов:

— Он не пишет на уроках, скучает, мешает вести урок, шутит и играет, бегает по классу.

— Что же с ним тут происходит? Что мы можем с этим сделать?

— Мне приходится выгонять его из класса, иначе я вообще не знаю, как вести урок.

Каждый раз я шла в школу как на эшафот, а выходила с чувством безысходности и желанием сбежать оттуда поскорее и спрятаться. В конце третьей четверти меня вызвали в школу. Против меня сели учитель, директор и школьный психолог.

Они медленно и методично по очереди стали мне объяснять, что мой ребёнок неадекватен, что он не может учиться. На мои вопросы («Почему он в школе так себя ведёт, ведь дома так не бывает?»; «Что происходит с ребёнком в школе?») я получила возмущённую реакцию, обвинение в плохом воспитании.

Директор бросилась защищать «педагога с 25-летним стажем, который всё перепробовал», и раз не выходит, то виноват семилетний мальчик и мы, его родители.

Психолог сказала: «Да я каждый день хожу мимо вашего ребёнка, который стоит в коридоре. Я отправляю его на комиссию». Занавес

Честно скажу: я растерялась. Я мать, которая хотела бы быть взрослой в этой ситуации, а ощущала себя ребёнком, которого «распяли» на педсовете за все мои материнские несовершенства.

Сейчас, прокручивая это в голове, понимаю, что попала под заложенный школьной системой сценарий: «Педагог всегда прав», «В школе главные директор, учителя и психолог, а ты бесправное существо, которое изначально ничего не значит и виновато».

Я растерялась, засомневалась в своей адекватности и в своём ребёнке. Печально, но на тот момент это было так.

В полусознательном состоянии мы ходили по специалистам, которых нас обязали пройти. Это отдельный длинный рассказ.

Через одного они прямо при ребёнке, глядя в бумажки (характеристики, выданные в школе), сначала обстоятельно рассказывали, как у него всё плохо, потом давали обмякшему и растерянному ребёнку тест, делали умный вывод: «Ну вот видите!» — и ставили галочку.

Справедливости ради, другая часть специалистов недоумённо смотрели на меня: «Всё у вас в порядке. Ну, мальчик; ну, так проявляется в этом мире. Просто переведите его в другую школу».

На заседании комиссии нас с сыном посадили в конец длинного стола, по обеим сторонам которого расположились «специалисты», и во главе — значительная женщина с ноутбуком. Рассказали, как у нас всё плохо, и «рекомендовали» коррекционную школу. После главная предложила мне поместить моего сына в больницу, месяца на три, где он будет учиться, и параллельно они будут обследовать его мозг и, может, даже лечить. Да-да. Именно так. 2014 год, Россия, Санкт-Петербург, Центральный район.

Тут я наконец отрезвела, осознала, что происходит и что надо делать.

Я собрала униженного и размазанного 8-летнего человека со стула, поблагодарила за «работу», сообщила, что моего ребёнка они никуда не положат и ничего у него обследовать не будут, и удалилась. Я извинилась перед сыном.

Не одну неделю разговаривала с ним, что всё хорошо, что с ним всё в порядке, что я никуда его не отдам и что его люблю. Я обзвонила всех знакомых и рекомендованных знакомыми специалистов, проконсультировалась о возможных вариантах.

Мы перевели ребёнка в другую школу. В обыкновенную государственную школу (подчёркиваю — обыкновенную) того же Центрального района.

Эпизод 2 (длительность — три года)

Сын сдал на 4 и 5 все ВПР, успешно перешёл в среднюю школу. Его фото висит на доске почёта в школе, он участвует в олимпиадах, школьных концертах, занимается в театральной студии и имеет номинации и призы. Он, как любой мальчишка, иногда не хочет делать уроки и даже идти спозаранку в школу, но он с удовольствием общается с одноклассниками, с интересом готовит проекты и отвечает у доски, уважает и любит учителя.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему у новорожденного холодный нос

Выходя из кабинета школьного психолога, поймала себя на мысли, что я люблю эту школу, что мне комфортно там, что я чувствую, что здесь за моего ребёнка, а не против. Вчера мне сначала рассказали о сильных сторонах сына, о его прогрессе, о том, что уже удаётся.

Потом мы обсудили, какие есть особенности, и на мой испуганный взгляд (а я всё ещё сжимаюсь как ёжик, вдруг опять не поймут, вдруг опять заклеймят) сказали: «Это не хорошо и не плохо, это просто так. С ним всё нормально, просто имеет смысл обратить внимание вот на это и вот так поддержать».

Мы обсудили, что психолог сделает (с какими учителями поговорит и какие рекомендации им даст), как поддержит ребёнка, что я могу сделать как мама, чтобы помочь адаптироваться в пятом классе.

После диалогов с учителем я знаю, что мой ребёнок защищён, понят и принят. К слову, у нашего учителя нет 25-летнего стажа, мы у неё вообще первый в её профессиональной деятельности класс. Но я безумна рада, что на жизненном пути моего сына встретился именно этот учитель. Она любит детей, она готова искать пути работы с их индивидуальными особенностями, она адаптируется (а не ждёт, что они все под неё подстроятся), и, самое главное, она уважает личность каждого ребёнка и верит в детей.

1. Нужен ли в школе психолог?

Да, нужен, если это специалист, который видит свою задачу в поддержке детей, учителей и родителей, который готов слушать, разбираться, искать пути, заниматься с детьми.

Но если это человек, пришедшей с задачей всех обследовать и поставить диагноз «адекватен» или «неадекватен» (читай: неудобен) или видящий своей целью защиту учителей от детей и родителей, — нет, не нужен.

Мало того, как мать я хотела бы, чтобы таким «специалистам» постановлением суда запретили приближаться к детям в принципе, а как тренер-консультант, предполагающий глубокую психологическую травмированность таких «спецов», рекомендовала бы в судебном порядке обязывать их к пяти годам усиленной психотерапии.

2. Что делать родителям?

Прежде всего разобраться со своими эмоциями и установками относительно школы и учителей. Во-первых, чтобы не передать свои травмы и установки детям, транслируя сценарий отношений со школой и педагогами. Во-вторых, чтобы вовремя осознать влияние системы и не поддаться разного рода манипуляциям властвующих в этой системе, чтобы успеть реагировать и действовать по-взрослому и в интересах ребёнка.

Быть за ребёнка, на стороне ребёнка! Вместо того чтобы назидать: «Как можно так себя вести!», «Мне опять жаловаться на тебя на собрании будут?», «Слушай учителя: он всегда прав!» — сначала спросить: «Что случилось?», «Что происходит?», сначала разобраться. Не каждый учитель и не всегда прав, а, кроме нас, иногда бывает некому защитить наших детей.

С учителем имеет смысл сотрудничать, обсуждать, что происходит, что можно сделать, хвалить и благодарить его периодически: им очень нужна поддержка.

Этот текст я написала в 2017 году. Тогда я думала, что дальше всё пойдёт так же прекрасно. Но средняя школа — это уже не один учитель, а сразу 12 минимум. Это уже совсем другая история, которая ознаменовала новый этап для нас — «семейное образование».

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://mel.fm/blog/tatyana-vasilyeva10/72836-vash-rebenok-neadekvatny-my-budem-ego-lechit-kak-shkola-izbavlyayetsya-ot-neudobnykh-detey

Если ребенок ведет себя неадекватно: причины и способы помощи

Переезд – это невероятный стресс для всех членов семьи. Малыши особенно восприимчивы к таким серьезным переменам в жизни, им бывает очень непросто.

Иногда сильный стресс становится одной из основных причин неадекватного поведения ребенка, которое требует помощи специалистов. Сегодня поговорим о том, что такое неадекватное поведение ребенка, каким оно бывает, как реагировать и чем помочь малышу.

Неадекватное поведение ребенка

Неадекватное поведение – это поведение, в котором мы не видим связи с реальностью, это не игра ребенка.

Причины неадекватного поведения

— Конфликты в доме;- сильный стресс;- проблемы в детском коллективе;- употребление наркотических средств, алкогольных напитков, лекарств;- другие причины;

— психические расстройства, любые тяжелые заболевания.

Виды неадекватного поведения

— Агрессия;- говорит что-то непонятное, сбивчивое;- бессонница, кошмары, сильная сонливость;- видит то, чего не видят другие, рассказывает об этом всерьез;- пытается нанести вред себе, родителям, друзьям, животным;

— другие самые разнообразные виды неадекватного поведения.

Как реагировать родителям

— Сложно не только ребенку, это понятно, но именно задача родителей – собраться, признать проблему и вовремя обратиться за помощью, не стесняться, не списывать все на странности, лучше прийти к врачу и услышать, что нет ничего страшного, чем запустить проблему;- смело обращайтесь к семейному доктору и просите направление к узким специалистам;- не паникуйте, не обсуждайте эту проблему с родственниками, кроме тех, которые живут с свами в одном доме, не обсуждайте проблему с друзьями и соседями, по возможности, поговорите с воспитателями ребенка и объясните им ситуацию;- выпишите себе успокоительные средства, если это необходимо;- помните, все будет хорошо;

— ищите проблему в себе и семье, подумайте, все ли в порядке у вас в отношениях с близкими, возможно, пришло время пересмотреть отношения.

Способы помощи

— Узнать, что происходило с ребенком вчера, чтобы понять причины неадекватного поведения и успокоить малыша;- немедленно вызвать помощь, если жизни ребенка или окружающих угрожает опасность;- не спорить с ребенком, не пугать его, не ругать;

— не смотреть в глаза, если он огорчен, в отчаянии.

***

Важно! Не является неадекватным поведением те случаи, когда ребенок не хочет кушать, когда вы ему предлагаете, не хочет спать, когда вы его укладываете, и так далее.

«Почему это происходит именно со мной?»

Мама Валентина, воспитывает 8-летнего Егора: «Мой муж умер через 6 месяцев после нашего переезда в Израиль. Это был огромный стресс для всех нас, особенно для Егора, который был очень близок с папой и болезненно переживал переезд. Когда я увидела, что мой сын залез на подоконник и пытается выпрыгнуть с пятого этажа, мне чудом удалось его спасти, благо, спасатели быстро и профессионально сработали.

В тот момент я думала: почему это происходит именно со мной? У многих людей бывают проблемы, но далеко не у всех малые дети хотят покончить с собой. Я была в замешательстве, пока не поговорила с психологами, не начала сама изучать эту проблему.

Теперь я понимаю, что проблема неадекватного поведения детей – это не только проблема тех малышей, у которых проблемы в семье, эти проблемы очень часто касаются и малышей в полных и благополучных семьях, для неокрепшей детской психики достаточно стресса, чтобы дать сбой, просто у каждого малыша этот сбой проявляется по-своему».

Количество детей с неадекватным поведением растет, это связано с засильем гаджетов.

То, что ребенок сидит и играет в игру в гаджете, по мнению родителей, безопасно, так как он не упадет, не сломает руку и так далее, но всю информацию о жизни и нормах поведения он получает от цифровых устройств, поэтому он копирует поведение героев игр, мультиков, отсюда множество детей с неадекватным поведением.
Задача родителей – постараться оттащить ребенка от гаджета, сходить с ним на море, в бассейн, в парк, поехать на экскурсию или в гости к бабушке, у которой нет компьютера.

Ольга Морозова, детский психолог: «Сегодня детки совсем другие, мы не может знать, какими они вырастут в будущем, так как они фактически первое поколение, которое не знает ситуации, когда не было компьютера, смартфона и так далее. Очень важно больше общаться с ребенком, больше играть с ним в живые игры.

Пообщаться реальное общение со сверстниками, а не виртуальное. Подавать свой пример: не сидеть часами за играми, а гулять с малышом.

Сейчас задача родителей выиграть соревнование с электронными средствами за внимание ребенка и авторитет в семье, это вполне возможно, просто стоит уделить малышу немного больше времени и внимания и вовремя ограничить общение с электронными средствами».

Источник: http://detki.co.il/upbringing/esli_rebenok_vedet_sebya_neadekvatno_prichinyi_i_sposobyi_pomoshhi.html

Непослушание ребенка в возрасте четырех лет

Часто от родителей ребёнка 4 лет можно услышать о том, что кроха не слушается, вообще не реагирует на запреты и уговоры, старается сделать всё назло, наблюдая за реакцией окружающих его как близких, так и посторонних людей. Почему дети себя ведут подобным образом, а главное, что делать, когда поведение малыша выходит за всякие рамки норм и приличия?

Изначально родителям четырёхлеток нужно смириться с тем, что дети в этом возрасте переживают особый период, во время которого им свойственны некоторые особенности поведения.

Когда малыш не слушается, он вовсе не желает навредить близким людям и не ставит себе цель заставить их потерять терпение. Просто именно в возрасте 4 лет у детей наступает период протестов, на фоне которых происходит первое становление самостоятельной, отдельной от взрослых личности.

Некоторые отклонения в поведении малышей этого возраста можно предугадать и даже при желании сгладить, если, заранее подготовившись к этому этапу их взросления, избегать конфликтов, стрессов и непонимания в критические моменты. Как это сделать? Об этом ниже.

Главные причины плохого поведения

Как уже было сказано выше, у ребёнка в 4 года, который не слушается, нет задачи специально вывести из себя родителей. Просто в это время определённые события, вещи и действия вызывают у него бурю протестов и негодования.

Чтобы сгладить острые углы в поведении ребёнка, родители должны понять, о каких конкретно вещах, событиях и действиях в каждом отдельном случае идёт речь. Важно проникнуться настроением крохи и постараться его понять, сохраняя спокойствие и уравновешенность.

Определённое воздействие на малыша (ни в коем случае не физическое) действительно может быть применено в случае, когда даже после детального разбора ситуации он всё ещё не слушается, игнорируя все попытки найти компромисс.

Рассмотрим такой вариант поведения младшего дошкольника в 4 года:

— Глеб, ты разбросал игрушки, потому что разозлился?

— Да.

— Почему ты разозлился?

Отлично, если ребёнок понимает, что его вывело из себя, и готов поделиться чувствами со взрослыми. Если же кроха упорно молчит, стоит попытаться его разговорить, перечисляя возможные источники всплеска у него негативных эмоций.

Как только получится угадать причину негодования малыша, стоит попробовать сгладить ситуацию, предложив ему достойное решение проблемы.

Например, разозлило кроху то, что во время прогулки ему не купили новый мяч, поэтому по приходу домой он намеренно разбросал все игрушки. Когда у мамы или папы получится это понять, они могут терпеливо объяснить ребёнку, что купить мяч не вышло, потому что с собой не было денег, но на выходных, когда появится такая возможность, покупка обязательно состоится.

В 9 случаях из 10 ребёнок 4 лет в такой ситуации, убедившись в том, что его понимают, перестаёт делать всё назло и идёт на контакт.

О роли запретов

В большинстве случаев дети 4 лет не слушаются родителей по причине неправильного формирования последними запретов. В этом возрасте очень важно напоминать малышам, что им можно делать, а что нельзя, причём напоминать спокойно и терпеливо, не забывая о том, что малыши только учатся жить по новым для них правилам.

Ключевыми на этом этапе являются слова «нельзя» и «можно». Именно они позволяют малышам быстрее усвоить нормы поведения. При этом нужно понимать, что слово «нельзя» нужно использовать только по делу, не злоупотребляя запретами в случаях, когда можно их избежать. Слишком частые запреты будут препятствовать нормальному процессу развития ребёнка 4 лет.

Что касается формулировки запретов, то они должны быть краткими и безапелляционными:

  • нельзя вырывать руку у мамы во время перехода проезжей части — это опасно;
  • нельзя обижать животных — им больно и страшно;
  • нельзя обижать детей — им больно и неприятно;
  • нельзя бросать посуду на пол — можно порезаться и т.д.

Список запретов может пополняться в зависимости от ситуации; с ним должны быть знакомы и соблюдать его все члены семьи, а также (по возможности) лица, контактирующие с малышом.

Как решить проблему непослушания

Что же делать, если ребёнок в 4 года не слушается, балуется, обижает других детей и животных, старается всё делать наперекор? Есть универсальные рекомендации для родителей непослушных четырёхлеток, которые можно взять себе на заметку:

  • Объясните малышу, что он ведёт себя неправильно, и дайте ему возможность самостоятельно изменить манеру поведения.
  • Напомните ребёнку о том, что непослушание повлечет за собой наказание. Речь идёт не о физическом воздействии, а о лишении маленького нарушителя ожидаемых удовольствий (мультика, похода в любимый парк, сладостей и прочего).
  • Если малыш продолжает гнуть свою линию, стоит не только напомнить о наказании, но и постараться привести его в действие, обязательно сохраняя последовательность и не отступая от сказанного.
  • Не жалейте шкодника, даже если он будет делать для этого всё возможное. Отступление от правил только усложнит жизнь и малышу, и взрослым.

Детские психологи настаивают на том, что непослушание малыша нужно научиться игнорировать, таким образом показывая свое отношение к такому поведению. Причём речь идёт об игнорировании плохих поступков, но никак не самого ребёнка, который в возрасте 4 лет нуждается в особой заботе и понимании.

Кроме того, специалисты по работе с дошкольниками утверждают, что часто родители требуют послушания от малышей по привычке, то есть лишь потому, что когда-то его от них требовали. На деле для них не так важно, чтобы ребёнок был идеально послушным в той или иной ситуации, а значит, как минимум половину запретов они могут, проанализировав ситуацию, свести на нет.

Основные причины непослушания

Психологи утверждают, что чаще всего основной причиной плохого поведения детей в 4 года являются ошибки, которые позволяют себе родители. Протесты у ребёнка, который сознательно не слушается и делает всё назло, чаще всего вызывают следующие моменты:

  • дефицит внимания со стороны взрослых, заставляющий малыша устраивать скандалы лишь для того, чтобы обратить на себя внимание;
  • желание самоутвердиться (чаще всего возникает у детей из таких семей, где поступки малыша находятся под тщательным контролем);
  • месть за непонимание, наказание и другие поступки взрослых, которые крайне неприятны ребёнку;
  • сомнение в собственных силах, которое появляется в результате регулярной критики и поучений со стороны взрослых (в таких случаях дети начинают верить в то, что они действительно плохие, и не пытаются что-либо изменить).

Справиться с истериками и постоянным непослушанием малыша можно путём регулярного общения с ним, взаимопонимания, заботы и ласки. Также в отдельных случаях имеет смысл применить наказание. О видах наказаний ниже.

Как наказывать малыша

Сразу отметим, что категорически стоит избегать соблазна применить по отношению к ребёнку в возрасте 4 лет физическое воздействие. Даже лёгкое шлёпанье по попе, по губам или по рукам может иметь негативные последствия для становления крохи как личности.

Особенно стоит быть осторожными в порыве гнева, когда шлёпанье может выйти из-под контроля и перейти в серьезную потасовку, способную нанести ощутимый вред не только психологическому, но и физическому здоровью крохи. Нужно помнить о том, что ни один поступок ребёнка по степени тяжести не может быть настолько серьезным, чтобы повлечь за собой телесные наказания.

Гораздо более эффективный вариант наказания в 4 года — временная изоляция. Специалисты рекомендуют использовать метод непродолжительной изоляции ребёнка, который не желает слушаться. Например, кроху можно на время отвести в комнату и оставить его там одного, посадить на стул и запретить его покидать, в особых случаях — использовать всем известный с детства «угол».

Главное условие метода заключается в том, чтобы малыш, «отбывая» наказание, понимал, за что его изолировали, на какое время и что он должен сделать в этот период (осознать поступок и раскаяться). Такое наказание производит ощутимый эффект, а самое главное — не причиняет ребёнку психологического и  физического вреда.

Один из вариантов воздействия на ребёнка в возрасте 4 лет, который не хочет слушаться, не слышит и не понимает родителей, — это отказ ему в удовольствиях. Почему? Да потому, что обычно малыши чётко усваивают, что плохое поведение повлечёт за собой некоторые лишения, и понимание этого может сдерживать их от непослушания в будущем.

Ещё один вариант решения проблемы непослушания детей — привлечение их к выполнению какой-либо посильной для них работы. Это может быть уборка во дворе или в детской комнате, выгул домашнего животного и пр. Такой метод использовать стоит как можно реже, так как трудовая терапия может воспитать в малыше неправильное отношение к труду в принципе.

В заключение отметим, что взрослые, в отличие от малышей в возрасте 4 лет, должны нести ответственность за свои поступки и поведение, не допуская срывов. Очень важно, чтобы они пытались понять, почему ребёнок плохо себя ведет, и делали всё возможное для того, чтобы сделать его жизнь максимально комфортной, интересной и разнообразной.

Наказания, ограничения, воспитательные меры должны присутствовать в меру, не отягощая жизнь дошкольника. Только доверительное и дружеское отношение станет гарантией того, что ребёнок вырастет уверенным в себе, уравновешенным, способным ценить простые человеческие качества, ничего не требуя взамен.

Источник: https://rebenkoved.ru/povedenie/problemnye-proyavleniya/neposlushanie-rebenka-v-vozraste-chetyreh-let.html

«Нужно культурно бубнить: “Пожалуйста, успокойте ребенка”». Психолог о том, что делать с «неадекватными» детьми и родителями

Разбираемся с психологом Сергеем Шлапаком, что делать, когда мешают чужие или свои дети.

ЗАЧЕМ ДЕТИ НАЧИНАЮТ СЕБЯ «НЕАДЕКВАТНО» ВЕСТИ

– Этимология словосочетания «неадекватный ребенок» не совсем понятна. Если мы придерживаемся современных подходов в психологии и педагогике, то лучше говорить о проблемном поведении.

Проблемное поведение – это поведение, которое доставляет нам дискомфорт. Люди в большинстве своем (а дети – это маленькие люди) всегда ведут себя правильно и без проблем, если понимают, что делать. Правда, у детей есть особенность – они сверхактивны, потому что у них много энергии. И это нормально.

Волноваться нужно не за активного ребенка, а за того, который постоянно тихонько сидит в уголке. Недостаток движения в детском возрасте не компенсируется никогда, а вот активность со временем уменьшается. Когда ребенок носится и активничает – с ним все хорошо, у него нет проблем.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  У новорожденного слезится глазик что делать

Если такое поведение мешает нам – это уже наша проблема.

Взрослые не всегда знают, как справиться с такой проблемой, поэтому начинают переносить ответственность на других, говоря, что все из-за «неадекватных детей», «невоспитанных родителей» или «плохих учителей».

– А если ребенок кричит?

– Люди кричат в трех случаях: от радости, от боли и чтобы передать сообщение. Кстати, пение – это тот же крик, только художественный.

У детей специфическое мышление, и они еще не обучены тому, что можно делать, а чего нельзя. С эмоциями то же самое, поэтому они всегда бурно выражают радость и боль.

В том, что ребенок побегал и покричал от радости пять минут, нет ничего страшного. Если вопрос в боли, то здесь тоже все ясно – нужно узнавать причины и оказывать помощь. Если же вопрос в передаче послания, то с ребенком нужно установить визуальный контакт глаза в глаза. Затем задать вопросы: что случилось, что нужно сделать или что ты хочешь мне сказать.

При этом нужно понимать: дети, которые еще не умеют говорить, никак не смогут передать вам свое сообщение, кроме как криком и жестами. Поэтому ругать за это их категорически неверно.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАМ ОЧЕНЬ ПЛОХО ОТ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

– Ребенку хорошо, а посторонним – нет. Они делают замечания – как быть?

– Свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Если ребенок кричит и тем самым мешает посторонним на концерте, в театре или на социальных событиях, например похоронах, то в этом случае лучше временно вывести ребенка из среды.

Объясняется все просто: высокая температура, духота и большое скопление людей – все это возбуждающие факторы для детей. После того как уровень возбуждения снизится, с ребенком можно поговорить, успокоить или увлечь его игрой. 

– А как следует разговаривать с ребенком на равных?

– Ребенок по умолчанию находится в подчиненном положении. Вы покупаете ребенку еду, одежду и обеспечиваете его обучение и выживание. К тому же взрослый однозначно старше, опытнее и лучше умеет управлять своими переживаниями.

В семейной динамике есть важная составляющая – иерархия, где ребенок понимает, что мама и папа главнее его. В противном случае происходит деформация, и во взрослой жизни такому ребенку будет сложно. Существует несколько правил, которые важно соблюдать при разговоре с ребенком, если вы хотите, чтобы вас услышали.

1. Перед началом любого разговора нужно установить визуальный контакт. Если вы значительно выше, лучше присесть.

2. Если мы что-то запрещаем, то в ответ должны дать альтернативные действия. Однажды мой приятель сказал своему сыну: «Не ешь печенье на кровати». Тот остался стоять на кровати, но жевать печенье перестал. Отец снова повторил запрет, но ничего не изменилось. Так еще пару раз, пока не подошла супруга и не сказала: «Ты же сказал ему, что не делать, а что делать – не объяснил». Тогда до приятеля дошло: «Слезь с кровати и поешь за столом». И вопрос решился.

3. Кроме альтернативных действий лучше всего объяснять ребенку причину, по которой он должен прекратить те или иные действия. Ведь каждый разговор – это акт обучения. Поэтому если ребенок чего-то не делает, значит, вы не смогли ему это объяснить – проблема в вас. 

– Нужно ли наказывать детей и как правильно это делать?

– У Павла Зыгмантовича есть прекрасная статья на эту тему. Cамое главное, что нужно знать: позитивное подкрепление работает лучше, чем негативное. Заберите у ребенка бонусы – вкусняшки или гаджеты, – и через пару дней он сам придет договариваться: «Мама, дай мне лучше по попе, но планшет не забирай».

Лет триста назад у людей не было времени, поэтому детей воспитывали быстро при помощи насилия. Сейчас есть время и технологии, и уж если ученые при помощи позитивного подкрепления научили голубей играть в настольный теннис, то уверен, с детьми справиться можно.

ВЫ ПСИХУЕТЕ ИЗ-ЗА ПОВЕДЕНИЯ ЧУЖОГО РЕБЕНКА – ЧТО ДЕЛАТЬ

– Как корректно – и уместно ли вообще – делать замечание постороннему родителю, который бьет своего ребенка?

– Если на улице бьют мужчину или женщину, можно пройти мимо? Думаю, нет. Почему тогда можно пройти мимо, если бьют ребенка? Ребенок – это человек, поэтому, если на улице бьют человека, как минимум нужно обратить на это внимание и узнать, что происходит. Возможно, это вовсе не родитель ребенка, никто же точно не знает. Если акт насилия не прекращается, стоит вызвать милицию.

Когда речь не идет о насилии, а посторонний ребенок своими действиями вам мешает, первое, что нужно сделать, – обратиться к его родителям. В большинстве случаев родители адекватные, поэтому они попросят ребенка вести себя тише. Или, как мы уже говорили, выведут его из среды.

В случае с истеричными и невоспитанными родителями, которые в ответ станут кричать на вас, лучше отойти. Это здравый вариант при разрешении конфликтов. Но все зависит от ситуации. Если вам мешают в театре, вы можете обратиться к администратору.

Если же вы находитесь в месте, откуда уйти или попросить администратора разобраться нельзя, лучший способ – культурно бубнить: «Пожалуйста, успокойте ребенка», «Пожалуйста, он мешает проведению мероприятия», «Я понимаю вашу позицию, но ребенок слишком громко кричит». Либо такой родитель станет кричать матом, а это уже наказуемо и вы можете вызвать милицию, либо он уйдет вместе с ребенком.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Источник: https://citydog.by/post/kids-cry/

Неадекватное поведение ребенка в школе: что делать — Мой ребенок

«У нас Давид посреди контрольной включил на полную громкость какую-то тупую музыку. Татьяна Владимировна стала с ним разбираться, кричать, дневник отобрала. Все отвлеклись, время потеряли, я тоже. Не успела все решить», — объясняет мне дочь тройку по математике. Оценка, конечно, на ее совести, но о подобных выходках Давида она рассказывает то и дело.

Такие дети есть в большинстве классов — независимо от престижа школы и возраста учеников. Они могут кричать на уроках (о переменах и говорить нечего), лупить соседей по парте, обзывать одноклассников, хамить учителям.

Могут вытворять и вещи похуже: воровать, распивать алкоголь в школе, употреблять психотропные вещества и склонять к этому одноклассников. Но такие случаи мы рассматривать не будем — здесь все и проще, и сложнее одновременно: противоправные поступки находятся в ведении полиции.

И если вина ученика будет доказана, убрать его из класса нетрудно.

А как быть тем, кто несколько часов в день находится в одном помещении с неуправляемым одноклассником, который может и харкнуть, и оскорбить, и завопить, но при этом никаких правонарушений не совершает? В первую очередь этот вопрос волнует родителей. На родительских форумах описаний «неадекватов» в классе и того, что они вытворяют, — очень много.

Вот лишь несколько цитат от пользователей сайта umama.ru.

— Ребенок полный неадекват, родителям до фонаря, вчера требовал в раздевалке подать его одежду, потому что не может ее сам найти причем требовал грубым матом, свидетели есть.

— Ходили летом в пришкольный лагерь, там Вася пряжкой от ремня разбил одному мальчику голову. Вызывали родителей, скорую, улеглось Теперь объектом для Васи стал мой сын.

По мелочи рассказывать не буду, но сегодня Вася зарядил ему по уху так, что сын некоторое время ничего не слышал.

[Потом] Вася расцарапал однокласснице МЕЛОМ лицо! Вы представляете, как надо давить на мел, чтобы на лице были царапины?

— У сына был похожий одноклассник, доставал всех, включая классную.

Вот вроде нормальный ребенок, но то на соседа гуашь выльет, у того по всему пиджаку желтая краска растеклась, то мел на уроке ест, то все сидят контрольную пишут, а он сотовый свой разбирает-собирает, ну и лупил всех. Классная каждый день родителей его вызывала на беседы, ее трясло уже потом при одном только упоминании его фамилии.

По словам психологов, «неадекватов» можно разделить на несколько групп:

  • дети с нарушениями здоровья, которые просто физически или психологически не могут долгое время сидеть на одном месте и заниматься каким-то одним видом деятельности;
  • ученики из неблагополучных семей — дети алкоголиков, наркоманов, живущие без родителей, с пожилыми опекунами, бабушками, дедушками, которые в силу возраста не могут обеспечить должное воспитание;
  • избалованные дети.

Подход можно найти к школьникам из любой группы, уверены и родители, и педагоги со стажем.

— В моей практике был случай: в одном из классов появилась такая группа учеников — никому не давали нормально учиться, обижали тех, кто послабее, задирали девочек, курили за школой. Лидер, как водится, один — собрал команду и терроризировал всех вокруг. От них страдала вся параллель — и дети, и учителя. На одном из педсобраний я сказала: возьму его к себе в класс.

А мой класс был дружным, обижать кого-то, насмехаться — такого в привычке у ребят не было. Вначале он пытался и у меня какие-то свои порядки установить, но в итоге перенял тот тип поведения, что был у большинства. Сейчас он уже вырос, выучился, семью завел.

Недавно встретились с ним на улице, говорит: «Если бы не вы, Елена Викторовна, попал бы после школы в тюрьму, и все».

Найти подход к ученику и его родителям

Специалисты отмечают: любое неадекватное поведение — это крик ребенка о помощи, желание привлечь к себе внимание. «Ни один человек не рождается правонарушителем, преступником.

Если поведение школьника выходит за границы того, что мы привыкли считать адекватным, надо разбираться с причинами, а их, как правило, всего две: или здоровье, или отношения в семье. И то, и другое можно корректировать.

И чем раньше этим заняться, тем меньше будет возможностей для развития деструктивного поведения», — уверена педагог.

К сожалению, не каждый учитель будет искать подход к сложным детям. Сказывается и нагрузка, которая лежит на преподавателях, и какие-то другие причины, нежелание или неопытность — ведь часто в начальной школе и среднем звене работают только что окончившие вуз или педколледж учителя, которые просто пока не умеют работать с такими детьми.

Родители трудного ребенка — еще одна сложность: далеко не всегда они сами отличаются адекватностью.

И речь даже не идет о неблагополучных или, по законодательной терминологии, социально опасных семьях: работа с учениками из таких семей регламентирована несколькими документами, начиная от Семейного кодекса и ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и заканчивая методическими рекомендациями Минобра.

По закону, на школу возлагается обязанность выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; оказывать помощь в воспитании и обучении детей из социально опасных семей; вести индивидуальную профилактическую работу с обучающимися, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации.

Гораздо труднее общаться с родителями, которые просто не замечают деструктивного поведения своих отпрысков. В разговорах с классным руководителем и с родителями одноклассников они встают горой на защиту своего ребенка. С одной стороны, это правильное родительское поведение: прилюдно ребенка защищать нужно.

Но адекватные родители при этом способны услышать информацию, выявить главное и дома, наедине с ребенком, спокойно обсудить ситуацию, выяснить подробности, объяснить, если ребенок был неправ.

Другое дело, когда родители закрывают глаза на проделки своих детей, склонны оправдывать их поведение, обвиняя при этом других школьников или учителей в провоцировании конфликта.

В обсуждениях на родительских сайтах нередко пишут, что родители попросту отмахиваются от обвинений в адрес своего ребенка. «Да ваш первый начал, а мой только сдачи дал», «Мой ребенок на такое неспособен», «Вы все придумываете о моем Петеньке, чтобы своего Ивана выгородить!» — типичный набор фраз родителей «неадекватов».

— У нас в классе похожая ситуация. Уже есть девочка с печеночным кровотечением, мальчик с переломом челюсти И этот УРОД (кстати, недавно устроивший на перемене сеанс демонстративного онанизма — прямо в классе, пока учительница вышла) преспокойно ходит в школу, а его мамаша на все жалобы реагирует: «Что вы на моего ребенка накинулись? Он гипердинамичный и ВЕСЕЛЫЙ мальчик».

Доказать таким родителям, что их ребенок действительно ведет себя неадекватно, можно, используя современную технику: записать драку или словесную перепалку на видео и предъявить запись в качестве аргумента.

Родительский комитет должен внимательно изучить школьный устав, в котором прописаны правила поведения в образовательном учреждении. Случаи нарушения устава нужно фиксировать для дальнейшей аргументации. Кстати, фиксация таких нарушений входит в обязанности классного руководителя. Как и объяснение педсовету, почему не удалось избежать конфликта.

Зачем школе медиаторы

Справедливости ради стоит отметить, что иногда действительно сложно установить, кто виноват в той или иной ситуации: учитель может «назначить» виновным ребенка, который был замечен в деструктивном поведении, но не выяснить реальную причину конфликта.

В 2010 г. российские законодатели подписали документ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Согласно этому закону, в школах должны быть созданы службы примирения (или медиации): специальный орган, состоящий из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку.

Их задача — урегулировать и минимизировать конфликты, возникающие как между учениками, так и между школьниками и преподавателями.

В Свердловской области, по данным директора Центра медиации Ольги Махневой, действует порядка 400 школьных служб примирения.

К слову, есть такая и в школе, где учится моя дочь. Но ничего о ее существовании она не знает. «Если такая служба у нас есть, почему они ничего не делают с этими уродами из 7 «В»: вчера сидим с Никой на перемене, болтаем, они просто проходили мимо, ударили меня портфелем по голове, Нику — по спине, обозвали и ушли как ни в чем не бывало», — возмущенно рассказывает мне Лера.

Если в классе есть ученик, который создает конфликтные ситуации, школьная служба примирения должна провести работу как с ним, так и с его родителями. Предпринять какие-то шаги медиаторы смогут после того, как зарегистрируют соответствующее обращение — оно может быть как от других учеников, так и от родителей, и от преподавателей.

Узнайте, есть ли в вашей школе служба примирения (медиации), и обратитесь туда с жалобой на ученика с деструктивным поведением. Служба примирения должна не только разобрать конкретную ситуацию и провести разъяснительную беседу, но и через какое-то время проверить, как развиваются события, полностью ли исчерпан конфликт.

Четыре действенных буквы — ПМПК

Если поведение сложного ребенка никак не меняется, родительский комитет может ходатайствовать перед классным руководителем о том, чтобы ученика направили на психолого-медико-педагогическую экспертизу (ПМПК).

Это комиссия, которая состоит из специалистов разных сфер — медиков, психологов, педагогов, которые с помощью разных тестов должны определить, может ли ребенок учиться в общеобразовательной школе либо ему будет лучше в коррекционном классе или на домашнем обучении.

Академические задолженности, асоциальное поведение, неумение адаптироваться в коллективе — это основания для направления детей на ПМПК. Еще одна категорией детей, которой необходимы рекомендации комиссии, — подозреваемые, обвиняемые либо подсудимые по уголовному делу несовершеннолетние дети.

Обычно угроза ПМПК заставляет родителей плотнее заняться воспитанием: мало кому хочется, чтобы его ребенок попал в специализированное учебное заведение.

Но здесь есть существенная сложность: провести такую экспертизу возможно только на основании заявления от родителей или законных представителей ребенка или с их письменного согласия.

Да и результаты экспертизы носят рекомендательный характер: если родители, несмотря на выводы ПМПК, не захотят перевести ученика в специализированную школу, выгнать из класса его никто не сможет.

Выход в данной ситуации один: родители других учеников совместно с классным руководителем должны объяснить, что прохождение ПМПК — лучший (или единственный) вариант для ребенка.

— Все родители подключили своих знакомых во всех инстанциях. Поставили на учет в милицию, постоянно проверяла родителей опека, с родителями мальчика постоянно разговаривали другие родители, не давая уходить от разговора. Угрожали. Может, жестко поступили, но родителей того мальчика и самого мальчика задавили в итоге, и в классе наступил мир и покой.

Некоторые родители используют совсем непедагогические меры, чтобы приструнить мешающего всем ученика. Главное — не переходить грань закона и попробовать вначале более правомерные способы.

— У знакомой в 8-м классе сын был, образовалась подобная неразрешимая проблема. Учителя не справляются, одноклассник срывает уроки. Знакомая — тетенька решительная, пришла, посидела на уроках. При ней хулиган присмирел.

Оказалось, что она подошла к нему и пообещала физически расправиться. Комплекция позволяла. Он ей, конечно, сперва загонял, что она не имеет права, но она ему объяснила, что ей пофиг на права, с ментами она договорится, а ему от этого легче не будет. Вот такая непедагогичная история.

Жестко, но эффективно

Наиболее жесткие меры, которые могут применяться к ученикам с деструктивным поведением, — штраф и исключение из школы. Но они работают только в старших классах: учеников до 15 лет исключить из образовательного учреждения на законных основаниях невозможно.

Административный штраф накладывается на ребенка, совершившего серьезное правонарушение — начиная от порчи школьного имущества или кражи и заканчивая появлением в школе в состоянии опьянения. Штраф будут выплачивать его родители, законные представители или опекуны.

Источник: https://sch690.ru/shkolnyj-vozrast/neadekvatnoe-povedenie-rebenka-v-shkole-chto-delat.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Моя кроха
Какой иконе молятся беременные

Закрыть