Агрессивный ребенок в детском саду что делать

Агрессивный ребенок в детском саду. Что с ним делать?

агрессивный ребенок в детском саду что делать

Агрессивный ребенок это проблема. Особенно для детского сада. Начало посещения детского сада или перевод ребенка в другую группу или детское учреждение всегда травмирует малыша.

Ребенок может замкнуться, стать нервным и плаксивым, начать драться и кусаться. Из-за конфликтного поведения с ним не хотят играть дети в группе или во дворе, что вызывает еще большую нервность и агрессию со стороны ребенка.

Что делать, если ребенок кусается в детском саду, бьет других детей и даже взрослых?

 Для любого ребенка переход в новые условия – детский сад – всегда довольно тяжело. Отсутствие рядом мамы и папы, чужие взрослые и большое количество сверстников приводят малыша в возбужденное состояние.

Некоторые дети справляются с ситуацией легче, но у очень эмоциональных ребятишек или детей с задатками лидера непривычное окружение может вызвать агрессию.

Дети начинают драться, кусаться, стараясь либо привлечь к себе внимание, либо отстоять свое право быть «заводилой».

Иногда агрессивное поведение требует вмешательства невролога, психолога или даже психиатра. Но чаще воспитательное воздействие взрослых постепенно показывает малышу, что он ведет себя неправильно.

Агрессивный ребенок. Причины

Причины, по которым ребенок ведет себя агрессивно, обычно зарождаются в семье:

  • Вседозволенность. В семье малышу разрешали делать все, что вздумается. Правила поведения в детском саду, когда он должен делать то, что велят взрослые, вызывает у ребенка протест, он нервничает, бьет детей, может ударить и воспитателя. 
  • Агрессивность родителей. Дома мама и папа решают проблемы при помощи скандалов, рукоприкладства, используют в воспитании ребенка телесные наказания. Поведение детей очень точно отражает характеры и привычки родителей. Если дома у родителей по любому поводу ссоры и драки, в группе малыш будет осваиваться привычным ему способом – кулаками и зубами. 
  • Педагогическая запущенность. Так называются промахи в воспитании детей, допущенные родителями. Малыши часто пробуют ударить маму или отца по щеке, укусить, сначала просто так, пробуя силы, затем для того, чтобы добиться своего – новой игрушки, сладостей и т.д. Родители, считающие это детской шалостью, ошибаются. Маленький ребенок усваивает линию поведения, если она не встречает сопротивления со стороны взрослых, и приносит ее в детский коллектив.

Кроме семейных стереотипов поведения, агрессивность ребенка может объясняться особенностями его психологии:

  • Повышенная эмоциональность. Эти дети легко возбуждаются при малейшем изменении привычных условий жизни, будь то новый магазин игрушек, поездка в другой город или перевод в другой детский сад. Реакция, сопровождающая полученные впечатления, порой непредсказуема. Ребенок может бесконечно смеяться и внезапно заплакать, или наоборот. Может бегать и прыгать, чтобы как-то выплеснуть распирающие эмоции, а может кинуться драться на рядом стоящего ребенка или укусить его. 
  • Задатки лидера. Малыш хочет, чтобы сверстники его слушались и играли с ним так, как придумал он. Но место лидера в детском коллективе нужно завоевать, а как – ребенок еще не знает. И начинает завоевывать доступным ему способом – с помощью силы. 
  • Агрессивные мультфильмы или игры. Ребенок любит смотреть или играть в игры, где герои все время друг друга обижают, бьют, дерутся. Конечно, он копирует поведение любимого мышонка или черепашки, не задумываясь о том, что чувствуют те, кого бьет он. Ведь в мультфильме или игре никто не плачет.

Не забывайте о количестве детей в группе в детском саду. Если детей много – малыши будут пытаться завоевать свое место. А вы знаете, сколько детей может быть в группе? Об этом в статье здесь.

  Маленький ребенок начинает кусаться очень рано, и молодым мамам хорошо знакома боль от укуса деснами или первыми молочными зубками за грудь, которую он только что увлеченно сосал. Затем режутся следующие зубки, десны чешутся и малыш облегчает себе состояние, кусая все, что попадется. Кроме того, таким образом дети исследуют окружающие предметы.

Подрастая, дети пытаются, кусаясь, снять стресс, так как рассказать о своих чувствах и впечатлениях они толком не могут, и кусают родителей или приглянувшегося сверстника в порыве нежных чувств. Оказывается, челюстные мышцы под действием стресса сводит в первую очередь, и малыши избавляются от неприятных ощущений, пробуя на зуб игрушку, край стола или мамину руку.

Обычно к 3-4 годам желание всех кусать исчезает само собой, но если у ребенка проблемы в общении с детьми в группе или на улице, то процесс может и затянуться.

  • Если малыш кусает грудь во время еды, отнимите грудь. Несколько подобных опытов – и ребенок поймет, что делать так нельзя, так как кушать ему не дают. 
  • Если режутся зубки – надо предоставить «материалы» для кусания: специальное кольцо, пластмассовые и резиновые игрушки. 
  • Детям 2-3 лет можно объяснить, что кусаться плохо, показать, что это больно, изобразив перед ним плач и страдания от его укуса. 2-3 раз бывает достаточно. Если же это не поможет, положить ладонь на губы ребенка при попытке укусить взрослого или ровесника и строго сказать: «Нельзя». Показать свое недовольство таким поведением. 
  • Но если агрессивный ребенок кулаками и зубами пытается привлечь к себе внимание, нужно чаще играть с ним, уделять ему больше времени и ласки – и агрессия пройдет.

Если же ребенок продолжает проявлять агрессию, то нужно получить консультацию психолога, который выявит причины и поможет справиться с нарушениями в поведении малыша, объяснит маме, что делать, если ребенок кусается в детском саду.

Как научить ребенка общаться с ровесниками

   Одна из причин агрессивности, не упомянутая в списке – это неумение ребенка общаться с ровесниками.

Дети старшей группы быстро перестают обращать внимание на новенького, пришедшего к ним в группу, занятые своими делами и играми. Ребенок пытается играть с ними, но его не принимают. И что ему делать? Плакать или драться? Он начинает потихоньку раздавать тумаки или затевать откровенные драки, дети еще больше сторонятся его, а мама предъявляет претензии воспитателям: «с моим ребенком никто не дружит».

В этой ситуации без вмешательства взрослых не обойтись. Педагог может незаметно привлекать малыша к совместным играм, назначая ему определенные роли, показывать остальным детям, какой хороший рисунок нарисовал новый член коллектива, похвалить при всех за выполненное поручение. Дети в группе по-другому оценят новенького, и он получит свое место в новом коллективе.

Маме следует набраться терпения. Играя с ребенком в домашние игры, нужно «проигрывать» конфликтные сценки, показывая своему малышу, как правильно поступить.

Если же агрессия исходит от причин, которые мы рассмотрели выше, то решаются они следующим образом:

  • Избалованного, недисциплинированного ребенка при подготовке к детскому саду следует приучать к режиму и требованиям взрослых, учить самообслуживанию, умению играть со сверстниками во дворе или в гостях у друзей, делиться игрушками. Играть с ним, показывая, какие послушные и щедрые у него игрушки. 
  • Исправить собственное поведение в семье. Если дома будет тихо и мирно, ребенок начнет также вести себя и в группе детского сада. 
  • Легко возбудимого ребенка лучше показать неврологу, чтобы не допустить возникновения невроза. 
  • Ребенку – лидеру, опять же в совместных играх, показать, как решать конфликтные ситуации словами, а не кулаками.

Не давать детям смотреть фильмы с драками и насилием и играть в жестокие игры. Мало того, что это влияет на поведение малыша, но подобная «продукция» может стать причиной изменений в психике ребенка, которые в итоге приведут к лечению у невролога или психиатра.

Источник: https://tvoiyapravda.ru/for-deti/detsk-sad/agressivnyj-rebenok.html

Агрессивный ребенок — рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

агрессивный ребенок в детском саду что делать

Агрессия — совершенно естественная реакция человека. Но важно понимать, что у агрессивного поведения дошкольника есть причины:

  • внутренние переживания: тревога, напряжение, стресс;
  • негативные эмоции: гнев, страх, обида;
  • неблагоприятные факторы внешней среды: ссоры в семье, проблемы в учёбе, конфликты с учителями или друзьями.

Получается, агрессия — это симптом, который указывает, что проблема не столько в поведении малыша, сколько в том, что с ним происходит. Поэтому главное, что нужно усвоить родителям — нет смысла её подавлять. Это не решит проблемы. Ребёнок обязательно найдёт, как выразить гнев и враждебность тогда, когда родители не видят, и, возможно, в ещё более деструктивной форме.

Причины агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Назовём некоторые причины детской агрессии. Уточним: в формате одной статьи рассмотреть все причины невозможно. Каждый случай индивидуален, разобраться поможет психолог. Эта статья — только экскурс для родителей.

Фрустрация — негативное эмоциональное состояние, возникающее вследствие наличия у человека мотивации достижения какой-либо цели и невозможности её достижения из-за возникших преград.

Например, фрустрация может возникнуть у малыша, который хотел мороженое, но не получил его, поскольку мама решила не покупать лакомство. Или хотел покататься на каруселях, а аттракцион закрылся. Или попросил на улице у друга игрушку, а друг не дал.

В этих случаях ребёнок начнёт кричать и плакать, называть маму плохой или может даже ударить того, кто не дал ему поиграть игрушкой.

Читать по теме: Что делать, если ребёнок агрессивен 

Для малыша раннего и младшего дошкольного возраста нормально реагировать агрессивно, так как дети реагируют естественно, выражая эмоции, и не думают, насколько социально приемлемо их поведение, нарушает ли оно социальные нормы, опасно ли для окружающих или нет.

Это не значит, что взрослые должны разрешать так реагировать. Но опасно и просто подавлять агрессию. Слова взрослых «Нельзя плакать» или «Нельзя драться» лишь запрещают ту форму эмоциональной реакции, которая помогает малышу справиться с негативом. Но родители не помогают маленькому человеку справиться с эмоциями и не показывают социально приемлемых форм поведения.

Если ребёнок плачет, потому что ему не купили мороженое, скажите: «Ты злишься (расстроен), потому что я не купила тебе мороженое. Да, это неприятно. Но не всегда получается то, что хочется. Может быть, мы пойдём качаться на качелях?».

Если ребёнок ударил другого: «Ты рассердился, что Антон не дал тебе игрушку. Ты так зол, что хочешь сильно его ударить.

Как ты думаешь, если ты будешь драться, это поможет тебе получить игрушку? А как будет лучше поступить? Предложить Антону поиграть вместе или дать ему какие-то твои игрушки?».

Подавление агрессивных стремлений не является способом решения проблемы. Важно учить ребёнка перенаправлять гнев в социально приемлемое русло: нельзя бить людей, но, если очень зол, можно пинать мяч, лупить грушу или подушки, стучать пустыми пластиковыми бутылками.

Эта проблема подробно описана педагогами ещё в начале ХХ века. К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и другие педагоги обращали внимание, что родители нередко удивляются тому, что дети ругаются и дерутся, грубят старшим, а при этом сами ведут себя точно так же.

Казалось бы, прописные истины, но и в современных семьях мы видим, что мамы и папы грубо разговаривают с детьми, ругаются между собой, иногда используя нецензурную лексику, сгоряча бьют посуду. То есть родители демонстрируют разные формы агрессии.

Что в этом случае усваивает малыш? Что такая реакция нормальна и допустима. Он учится вести себя именно так.

Читать по теме: Почему ребёнок дерётся и обзывается 

Что дошкольник не замечает? Что взрослые ведут себя агрессивно не во всех местах и не со всеми людьми. Бабушка отлупит веником кота, но не будет кричать на папу. Папа ударит сына, а с начальником будет вести себя иначе. Мама дома ругается, а на улице — сама любезность.

Здесь агрессия мам и пап преимущественно направлена на более слабых, на тех, кто не может дать отпор. И сами родители порой не замечают, что делают что-то неприемлемое. Дети ещё не очень понимают социальную ситуацию, поэтому говорят те слова, которые слышали от папы во дворе, бьют веником бабушку, так как видели, что она била кошку.

Ребёнок видит формы реагирования взрослых и использует их как пример.

Обычно в таких случаях мамы и папы возмущены поступками дочки или сына, а своё поведение воспринимают как норму: «Одно дело на кота замахнуться, другое — на бабушку!», «Я ругаюсь, но я взрослый, а он — пятилетний мальчишка!».

В этом случае нельзя говорить о невоспитанности детей. Нужно говорить о невоспитанности взрослых и решать проблему, изменяя поведение старших членов семьи.

  1. Научение агрессивному поведению как форме решения конфликта.

Примерно до двух, иногда до трёх лет малыш не умеет защитить себя. И некоторые родители специально начинают учить ребёнка агрессивным формам поведения. Вот сына толкнул другой мальчик, и папа говорит: «Не будь мямлей, пойди и дай сдачи!».

Читать по теме: Правила поведения на детской игровой площадке 

Нужно ли потом удивляться, что в дальнейшем дети не будут пытаться договориться, а сразу прибегнут к силе? Такой исход вероятен.

Постоять за себя — это не только уметь драться. Это и умения обсудить проблему, договориться, решить вопрос конструктивно без применения силы и взаимных оскорблений.

  1. Сила как способ повышения статуса.

Ребёнок растёт не только в семье. Он ходит в детский сад, гуляет во дворе, занимается в секциях и кружках. Он является членом детских коллективов, где существуют свои правила, нередко отличающиеся от правил семьи.

Атмосфера детского коллектива полностью зависит от педагога. Если неожиданно, попав в новую группу, малыш стал проявлять агрессию, познакомьтесь поближе с педагогом, другими детьми, присмотритесь к их форме взаимодействия.

В некоторых спортивных командах доминирует стиль общения, который с виду кажется грубым. Ребята при встрече толкают друг друга, бьют по плечу, обращаются друг к другу по кличкам. Такое внешнее грубоватое поведение не всегда признак агрессии.

Если в реальности в команде имеют место взаимовыручка, уважение друг к другу, то такая форма контакта — не более, чем игра.

Если ребёнок начинает так общаться в школе или с вами, обратите его внимание, что не везде это принято и допустимо. Если в команде так общаться нравится всем, то в школе это может стать причиной конфликта.

Читать по теме: Старший ребёнок обижает младшего — что делать 

Но возможно и иное проявление агрессии в группе. Если в классе лидером является самый сильный и сила — основной способ улаживания конфликта, обратите внимание на эту проблему. Здесь агрессивность используется для повышения статуса в коллективе. Тогда ребёнок сознательно ругается, дерётся, грубит старшим.

Что может сделать родитель? Полностью изменить отношения в детской группе мама и папам вряд ли удастся. Лучше не решать проблему самостоятельно, а обратиться к учителю, социальному педагогу, школьному психологу.

  1. ТВ и гаджеты как источники агрессии.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему ребенок спит целый день

Мультфильмы, фильмы, компьютерные игры порой демонстрируют примеры агрессивного поведения, которые дети повторяют. Здесь важно понимать, что воспроизведение агрессивных действий у дошкольников связано с тем, что мышление ребёнка ещё не так развито, как мышление взрослого. Малыш может не до конца осознавать опасные следствия своих действий.

Увидев, как в фильме герой раскидал гвозди на дороге, он может сделать то же самое, не задумываясь о вреде другим людям. Чтобы телевизор и гаджеты не стали основными источниками научения, важно обсуждать с детьми увиденное — действия героев и следствия, в том числе косвенные, этих действий. Особенно это касается комедий, поскольку понимание юмора — определённый уровень интеллекта, которого ребёнок ещё не достиг.

Объясните сыну или дочке, что некоторые действия, которые герой совершает в фильме, — художественный вымысел, и такие трюки нельзя воспроизводить в жизни.

Читать по теме: Монтессори-ребёнок и телевизор: насилие, секс и реклама 

Вряд ли имеет смысл полностью ограничивать ребёнку доступ к ТВ и гаджетам. Современные дети смотрят мультфильмы и фильмы, пользуются интернетом, играют в компьютерные игры. Но взрослым нужно фильтровать то, что смотрит дошкольник. Не разрешайте ребёнку смотреть фильмы, которые не подходят ему по возрасту и демонстрируют слишком высокий уровень агрессии.

Если причина агрессивного поведения вашего ребёнка описана выше, вы можете исправить ситуацию, а следствием будет изменение поведения малыша. Возможно, проблема глубже, и тогда не полагайтесь на принцип «время лечит», не рассчитывайте на то, что агрессия пройдёт сама. Обратитесь к специалистам.

Источник: https://mchildren.ru/chto-delat-esli-rebyonok-agressivnyj-nervnyj-i-neposlushnyj/

Агрессивный ребёнок — 15 рекомендаций родителям

агрессивный ребенок в детском саду что делать

«Ваш ребёнок грубый, агрессивный, ему не место среди нормальных детей», — вот что могут услышать про своего ребёнка родители. Слова эти больно ранят и огорчают, ведь как правило, нам не хочется слышать подобное о своих детях. Какие рекомендации дают психологи родителям агрессивного ребёнка, мы подробно рассмотрим в этой статье.

А так ли страшна детская агрессия?

Как правило, детской агрессивности однозначно приписывалась деструктивная окраска. Это связано с тем, что социально опасные последствия агрессивного поведения, привлекая к себе особое внимание, наполнили этот термин лишь отрицательным смыслом.

Как правило, детская агрессия воспринимается социумом, как деструктивное поведение. И вызывает у людей лишь отрицательные эмоции.

Однако, это не совсем верно. Во-первых, агрессия– является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека. Во-вторых, в социальном плане– личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности. В «норме» она может оказаться качеством социально приемлемым и даже необходимым. В противном случае, это приводит к податливости, ведомости, комфортности, пассивности поведения.

Но, что делать, если агрессия ребёнка имеет деструктивный характер и несет в себе потенциал враждебности, злобности, жестокости.

Причины появления агрессии могут быть самыми разными. Огромную роль в этом играет семья, в которой воспитываются дети.

Возможно, вам будет интересно Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях — 8 основных правил

Есть родители, которые очень пекутся за то, как выглядит и ведёт себя ребёнок. И за любой «неправильный», с их точки зрения, поступок, его наказывают, а иногда и бьют, тогда, что ждать от такого воспитания. Всем известна истина «Агрессия порождает агрессию». Или можно наблюдать другую крайность.

Когда родители мало времени уделяют общению со своим сыном или дочерью. Тогда, ребёнок, любыми способами пытается его привлечь. Ведь они обращают внимание на него только тогда, когда обсуждают его поведение.

И пусть его ругают, в данном случае, но негативное внимание, это тоже внимание, а одинокий ребёнок очень ждёт любое, даже такое.

Лучшие рекомендации психологов родителям агрессивного ребёнка

Психологи рекомендуют начинать коррекцию агрессивного поведения с простых и доступных методов и приемов, которые любой родитель может применить дома. Эти методы бывают, как физическими, так и творческими. Необходимо применять оба направления, для полноценной работы над проблемой.

1. Побить подушки. Подушками можно выбить любую злость, при этом действии даже можно обзываться так, как предлагается в упражнение №3.

2. Боксёрская груша, также является отличным средством для выхода своих отрицательных эмоций и естественного выброса адреналина. Лучше если эмоциональный ребёнок побьёт грушу, чем своего соседа по-парте.

3. Если у ребёнка прослеживается агрессия в виде словесной брани. То есть, во время злости он говорит обидные слова. Предложите маленькому злюки игру в «обзывалки», только обзываться можно овощами, фруктами или предметами быта.

— Ах, ты кабачок, ах ты сковородка и т. д.

И не обидно никому и эмоциональная разрядка.

4. На большом плакате написать или нарисовать самые гадкие слова, которые можно сказать в адрес обидчика, плакат нужно потом сжечь.

5. Если ребёнок ругается плохими словами, кричит, мы можем ему предложить «Мешок криков». Это может быть любой мешочек, но его использовать для других целей нельзя. Можно договорить с ребёнком, что пока в руках у него этот мешочек, то он может ругаться в него сколько хочет. Но если мешочек уже завязан, то все бранные слова остались в мешочке. Он их больше не употребляет, а говорит спокойно о том, что ему не нравится.

6. Обратиться к специалисту, если вы видите, что злость ребёнка изливается не на предметы, а на себя, так называемая самоагрессия. Когда ребёнок бьётся головой о стену или рвёт на себе волосы. Это пограничное состояние и при таком поведении необходима помощь специалиста.

Возможно, вам будет интересно Тест на определение школьной тревожности Филлипса

Родители маленького агрессора должны обратить пристальное внимание на следующие моменты в развитии ребёнка: насколько у него развита речь, принимают ли его сверстники, что он умеет делать. Таким детям можно и нужно помогать входить в сообщество, находить интересные дела.

Когда о ребёнке говорят, что он злой, не воспитанный, агрессивный, часто здесь можно найти психологические проблемы, которые и лежат в основе такого поведения. Ребёнок становится «неудобным». Это могут быть дети с синдромом гиперактивности, дефицита внимания. Дети, у которых слабая конституция нервной системы. Этим детям нужна особенная помощь, с помощью которой ребёнок сможет взглянуть на мир другими глазами.

7. Родителям нужно очень осторожно давать советы своим детям. Порой, они сами подталкивают детей на агрессивные действия, говоря им: «Тебя бьют, ты должен дать сдачи».

Как ни странно, но причина, возможно, в том, что сам родитель испытывает большой страх, что его ребёнок вырастит слюнтяем, которого все бьют. Такими советами, они успокаивают себя, что с их ребёнком все будет хорошо. Однако, часто бывает всё совсем наоборот и такими советами родители лишь подкрепляют в ребёнке чувства злости и агрессии. И в другой раз ему лишь только может показаться, что на него кто-то нападает, а он уже пойдёт в оборону.

Возможно, вам будет интересно Детская ревность при рождении второго ребёнка в семье

Ребёнок злиться на себя. Часто это может быть перенос некоторых родительских утверждений, неоправданных ожиданий. Смотря, по какому поводу он злится. Необходимо с ребёнком проговорить, о причине по которой он злится. Ведь причины могут быть разные. Не купили, что-то в магазине, друг пообещал и не выполнил обещанного и т.д.

8. Не применять физические наказания. Наказания вызывают цепную реакцию. Если с ребёнком обходятся агрессивным образом. Шлёпают, ставят в угол, то он будет вести себя ещё хуже. Ведь мы хотим, чтобы ребёнок вел себя дружелюбно, контактно. Сами же прибегаем к таким способам воспитания, которые никак не вяжутся с задачей этого воспитания.

Возможно, вам будет интересно 6 практических советов как перестать бить своего ребёнка

Иногда родителям всё же необходимо проявить твёрдость и остановить агрессивные действия ребёнка, но сделать это нужно не криком и битьём, а уверенным и твёрдым голосом. Взять его за руку и поговорить. Только делать это нужно с позиции — давай решим это вместе, а не с позиции давай тебя научу, я большой и умный, а ты маленький и глупый. Такое общение обычно воспринимается детьми как нравоучения. И такой разговор может вызвать у него новую вспышку агрессии.

Злиться можно и нужно, ведь это обычная составляющая нашей эмоциональной сферы. Вот только как вовремя справится с этой эмоцией, не дать ей выйти из берегов. Этот вопрос и есть самый сложный.

9. Ввести правила. Многие ситуации, в которых ребёнок ведёт себя агрессивно, можно уменьшить или избежать вовсе. Для этого, как не странно, необходимо ввести правила в семье. На самом деле, детям, с их хрупкой нервной системой, очень нужны правила.

Так легче организовать ребёнка, выстроить с ним доброжелательные отношения. Можно придумать правила вместе с детьми. Записать их на листе бумаги и повесить на видное место. А за нарушения правил, нарушителю грозит какое-то шутливое наказание.

Это может быть танец тумба-юмба, или прокукарекать 10 раз из окна. Тут всё будет зависеть от вашей фантазии.

10. Необходимо переключать физическую агрессию ребёнка на что-то мирное. Например, это может быть езда на велосипеде, игра с мячом. Любой физический труд, который по душе.

11. Контролируйте, что смотрит ваш ребёнок по телевизору. Или, какие передачи вы включаете в присутствии ребёнка.

Если родители постоянно смотрят по телевизору криминальные фильмы, новости со страшными сюжетами насилия и позволяют ребёнку тоже это видеть и слышать. На эмоциональном плане ребёнок считывает такую информации, как социально приемлемую. Заряжается энергетикой негатива и затем это нужно куда-то выплёскивать. В детском саду и школе, на детских площадках.

12. Проговаривайте с ребёнком возможные неприятные моменты для него, еще до их наступления.

Походы, в поликлинику, детский сад, школу, могут восприниматься ребёнком как некое насилие. Он не хочет идти в поликлинику, толкаться в душном транспорте, слушать чужую тётю в детском саду, долго сидеть на уроке в школе. А взрослые его заставляют всё это делать. Вспышки гнева со стороны детей в таких случаях не редкость.

Постарайтесь проговорить с ребёнком, еще до похода в поликлинику, зачем вы туда идёте. Для того, чтобы не болеть. Чтобы быть весёлыми и здоровыми, нам иногда приходится посещать врача. Расскажите ребёнку о своих чувствах. Что вам, возможно тоже не хочется идти в поликлинику. Примите его желания и нежелания одинаково положительно.

Поиграйте с ним в детский сад дома. Возможно, вам станет ясно, почему именно не хочет ребёнок идти в детский сад, чего или кого он боится. Если его кто-то обижает, он может встать в роль обижающего его человека. Проговорив и проиграв дома какие-то эмоционально тяжёлые для ребёнка моменты. Он вытесняет, выплёскивает эти эмоции и негатив не остаётся внутри ребёнка.

13. Не заставляйте ребёнка просить прощения, если ему не хочется. Но если вы чувствуйте, что он готов попросить прощение, у человека которого он обидел, то нужно это сделать обязательно. Ведь когда мы, просим прощение искренни сожалея о содеянном, то нами движут только светлые и добрые чувства.

Если попросить прощение ребёнку тяжело, то вы можете ему помочь, написать открытку для того человека, которого он обидел. Если ребёнок еще не умеет сам писать, то это можете сделать вы. Что именно написать, в такой открытке, пусть решает сам ребёнок.

Чтобы ребёнок просил прощения у других людей, родители должны научиться просить прощение у своего ребёнка, друг у друга в семье, если это необходимо. Ведь если, дома эта модель поведения не принята, то и от детей этого не стоит ждать.

Задача родителей научить ребёнка справляться со злостью и агрессией самостоятельно, без кулаков, с помощью слов и самоконтроля.

14. Развивайте в ваших детях чувство самоконтроля.

Задания по развитию самоконтроля могут быть такие:

  1. «Сержусь, но улыбаюсь». В течении 1 минуты нужно топать ногами, сохраняя при этом улыбку на лице.
  2. «А зелёным не рисовать». На листе бумаги рисуем ель, огурец, крокодила. Условие только одно. Рисовать зелёным цветом нельзя.
  3. «Тихо, очень тихо, ещё тише». По сигналу «Тихо!» ребёнок начинает мять лист бумаги. По сигналу «Очень тихо!» нужно сжать лист бумаги в кулаке. По сигналу «Еще тише!» ребёнок закрывает глаза и ложится.
  4. Не выхожу за рамки. Нужно заштриховать любой рисунок, не выходя за рамки. Делать это нужно левой рукой, стараясь не выходить за границы рисунка.

15. Коррекция агрессивного поведения с помощью цвета и музыки

Давно известно, что цвета влияют на нашу психику, как, и музыка. Так, при коррекции тревожности, агрессивности, повышенной возбудимости психологи рекомендуют использовать голубой и синие цвета. Музыкальные произведения: Ф. Шопен «Вальс» (любой); Л. Бетховен « К Эльзе»; «Звуки природы»: «Шум океана», «Пение птиц»; И.С. Бах «Искусство фуги».

Задания могут быть самые разные: в течение 3 минут рассматривать картин с преобладанием голубого и синего цвета под музыку, рисовать этими цветами под музыку левой рукой. Выбрать творческую идею вы можете любую. Главное условие, это использование двух этих цветов и классической музыки в коррекционной работе.

Заключение

В этой статье я постаралась изложить основные и лучшие рекомендации для родителей, которые столкнулись с детской агрессией. Возможно, у вас есть свои секретные методы взаимодействия с такими детками. Поделитесь ими с другими и, возможно, ваш опыт станет кому-то очень полезен.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Если вам понравилась статья, поделитесь ею в своих соц. сетях и напишите .

Источник: https://algebrazhizni.ru/agressivnyj-rebyonok-rekomendacij-roditelyam/

Безопасность в садике. Что делать, если в группе есть агрессивный ребенок

Психология

Безопасность в садике. Что делать, если в группе есть агрессивный ребенок

12 сентября 2019 26 743 просмотра

Лиана Хазиахметова

Агрессивный ребенок — не редкость в детских садах. Причины буйного поведения могут быть разные — от проблем со здоровьем до педагогической запущенности со стороны родителей. Детский психолог Екатерина Ильичева работала в садике воспитателем, и за это время она не раз сталкивалась с проявлением агрессии у детей. Екатерина поделилась с нами мыслями на эту тему.

Первые действия

Если ваш ребенок пришел домой со следами драки или жалобой на то, что его обижают, нужно обратиться к воспитателю лично. Не стоит писать в родительский чат или сразу звонить родителям обидчика, потому что ситуация может быть совсем не такой, какой кажется на первый взгляд. Каждый родитель будет защищать своего ребенка, и разбираясь в ситуации самостоятельно, вы можете нарваться на агрессию. Ваша задача — не участвовать в конфликтах, а решить проблему как можно скорее.

«Если ребенок жалуется, конечно, родителю стоит подойти к воспитателю и узнать, в чем действительно дело. Мама может на эмоциях защищать собственного ребенка, хотя синяк или ссадина могла появиться в результате защитной реакции. Другими словами, „жертва“ может быть и агрессором, которому дали отпор. В любом случае, надо разговаривать с воспитателем», — говорит Екатерина.

Что может сделать воспитатель? Поговорить с родителем агрессора, подключить психолога и заведующего детским садом к решению проблемы.

Если воспитатель не реагирует

Может возникнуть ситуация, когда жалобы родителя не приводят к результату. Тогда можно корректно поговорить с мамой ребенка, но в личном общении. Или же пойти к заведующему детским садом. Поговорите с другими родителями — вдруг есть еще «пострадавшие»?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  С какого возраста ребенок спит всю ночь

Сейчас даже агрессивного ребенка не могут отчислить без согласия его родителей. В данной ситуации единственный выход — помощь психолога. Хороший специалист привлечет к решению проблемы не только ребенка, но и маму с папой. Но не все так просто — на это должны согласиться сами родители.

Если они отказываются, тогда заведующий может созвать комиссию, которая решит — рекомендовать ли ребенка к отчислению или нет. Есть два момента. Первый — комиссия вынесет решение об отчислении, только если ребенок действительно представляет опасность.

Они будут исходить, в первую очередь, из количества заявлений — если жалуетесь только вы, то даже комиссию вряд ли соберут. Второй момент — комиссия может только рекомендовать, а не отчислять.

Правила безопасности, которым можете научить вы

Вы можете научить ребенка отстаивать свои границы. Не факт, что эти меры принесут пользу в детском саду: по-настоящему агрессивные дети не слышат никого вокруг и воздействовать на них словами, скорее всего, не получится. Но техника безопасности может помочь ребенку во время конфликтов вообще в жизни, не только в детском саду.

«Учите детей правильным действиям во время конфликта, — объясняет Екатерина. — Ребенку нужно научиться выражать негативные эмоции словами, а не криком, киданием игрушек или толчками. Ребенок должен говорить, что ему не нравится, чтобы он мог сказать обидчику, например: „Мне не нравится, когда ты отнимаешь мои игрушки“.

Уже этого может хватить, чтобы конфликт не разгорелся. Может, в садике это эффект и не принесет (ведь часто агрессивные дети попросту не слышат окружающих). Но навык проговаривания эмоций, умения сказать „нет“ важен в жизни.

Еще учите ребенка выставлять ручку вперед и говорить слово „стоп“: „Стоп! Не подходи, не кричи, остановись!“ Агрессор, увидев такой отпор, может испугаться и отказаться от планов».

Родителям нужно своим примером показывать, как отстаивать границы. Если мама хлопает дверью и бьет посуду, то и ребенок будет так реагировать на конфликты. Если мама проговаривает то, что ей не нравится, решает проблемы в диалоге, то и ребенок будет так делать.

Давать ли сдачи?

Как психолог, Екатерина не может однозначно ответить на этот вопрос.

«Здесь может сработать эффект „обезьяны с гранатой“, — говорит она. — То есть ребенок, которого научили давать сдачи, будет все время всех бить, не понимая, в каких случаях это нужно делать, а в каких нет».

Каждый родитель сам решает, обучать ли ребенка давать сдачи. В любом случае, делать упор только на этом не стоит. Ведь физическая сила — не главный аргумент в жизненных конфликтах.

Если агрессор — ваш ребенок

Агрессия — это не причина, а следствие внутренних проблем. Именно на них должны обратить внимание воспитатель, психолог, родители.

Екатерина рекомендует родителям агрессивных детей терапевтические сказки и игры, с помощью которых ребенок сможет выражать эмоции. Они помогут в случае педагогической запущенности. Важно пройти обследование у хорошего невролога, чтобы исключить проблемы со здоровьем

Терапевтические сказки и игры лучше подбирать с психологом индивидуально, чтобы понять, какая потребность у ребенка нарушена, почему он кулаками или кусанием проявляет свои эмоции и не может переключиться на что-то другое.

Вы также можете научить детей выражать отрицательные эмоции конструктивно. Об этом читайте в нашей статье.

А еще вы можете скачать чек-листы по адаптации к детскому саду → Пусть ваш ребенок ходит в садик с удовольствием!

Обложка поста: unsplash.com

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2019/09/12/bezopasnost-v-sadike-chto-delat-esli-v-gruppe-est-agressivnyj-rebenok/

Агрессивное поведение ребенка в детском саду

Агрессивность ребенка вызывает неудовольствие у взрослых. Действительно, неприятно, когда ребенок агрессивно себя ведет.

Мы уже говорили на тему того, что делать, если дети ссорятся, сегодня мы погорим об агрессивном поведении ребенка в детском саду.

Кризис «Я сам»

Это кризис возраста у ребенка «Я сам». Родителям нужно предоставить малышу больше свободы в тех вопросах, где он уже компетентен; в тех ситуациях, которые безопасны. Тем самым вы вернете спокойствие в дом.

А запугивая ребенка «злым дядькой», «бабой Ягой», получаем обратную реакцию у ребенка – агрессию. Какие-то дети будут бояться и подчиняться, а другие – выдавать агрессию. Ведь агрессия – это обратная сторона страха.

На агрессивные выпады ребенка лучше дать спокойный и твердый отпор: «Так говорить плохо», «Так делать нельзя».

Есть ли позитивные моменты у агрессивности? Да, это:

  • защита своей целостности и территории;
  • выход негативных эмоций и снятие напряжения;
  • отстаивает свои интересы и личное пространство;
  • целеустремленность;
  • показать окружающим, что может за себя постоять, «дать отпор».

Здесь есть отличия между мальчиками и девочками в проявлении агрессии. Так, мальчики демонстрируют более высокие уровни прямой и физической агрессии, девочки – более высокие уровни косвенной и вербальной агрессии (т.е. словами).

В целом мужскому полу больше приписывают склонность к физической агрессии, а женщинам – косвенная агрессия (не напрямую, а через что-то, через кого-то, не сейчас, через какие-то действия), психологическое давление.

Средства массовой информации оказывают значительное влияние на проявление агрессии со стороны личности, в т.ч. и ребенка. Рассмотрим механизм формирования агрессивного поведения человека, по этапам:

  1. Чрезмерное увлечение телепередачами/компьютерными играми. Это рождает агрессивные фантазии.
  2. Далее происходит отождествление с себя с персонажем агрессивного плана.
  3. Решение проблем и влияние на людей. Здесь человек усваивает агрессивный способ решения любой проблемы + как можно повлиять на людей.
  4. Использование агрессии для решения проблем межличностных отношений.
  5. Усиление агрессии, т.к. удалось добиться своего путем применения агрессии.
  6. Формируются агрессивные привычки.
  7. Это выливается в неразвитые социальные умения. Ребенок все больше начинает погружаться в мир телевизора/компьютера, где он уже усвоил агрессивный способ решения своих проблем. Он добивается решения проблем в межличностных отношениях с помощью кулаков.
  8. Фрустрация.
  9. Чрезмерный просмотр агрессии по ТВ, жестокие компьютерные игры.

Читать далее:  Лучшие книги по детской психологии для родителей

В то же время нельзя, чтобы ребенок постоянно пребывал в таком «милом», «благодушном» мире. Тогда у него формируется куча страхов.

Агрессивное поведение детей – это способ неадекватного реагирования на конфликтную ситуацию с использованием агрессии для разрешения проблемы.

Агрессивное поведение у маленьких детей очень часто связано с семейной атмосферой. В семье может допускаться агрессия как по отношению к ребенку, так и между взрослыми членами семьи. Став нормой, агрессивное поведение легко переносится и в дошкольное учреждение.

Что влияет на появление агрессии у детей

Рассмотрим 2 группы факторов: внутренние и внешние.

  • Внутренние: особенности нервной системы, темперамент, личностные черты, которые сформировались.
  • Внешние: СМИ, воздействие социума, окружающих, влияние конкретной ситуации в семье (развод водителей, конфликт родителей, ругань и драки).

Причины детской агрессии

  • Эмоциональное неблагополучие ребенка в семье и в детском саду – ему там плохо. И с помощью агрессии ребенок пытается добиться стабилизации.
  • Некоторые негативные черты личности ребенка.
  • Особенности сложившихся черт поведения, т.е. ребенка научили таким образом себя вести.
  • Ребенок просто не умеет по-другому разрешать конфликты и спорные ситуации, кроме как агрессивным поведением.
  • Ребенок подражает агрессии родителей, сверстников, окружающих людей, тому, что увидел по телевизору, в компьютерных играх.
  • Недостаток двигательной активности, физические нагрузки.
  • Индивидуальные особенности психики (низкий уровень активного торможения, быстро заводится).
  • Постоянное стимулирование агрессивного поведения (СМИ, интернет, компьютер).
  • Стиль воспитания в семье: гиперопека – повышенное внимание на ребенка со стороны родителей + гипоопека – на ребенка совсем не обращают внимания.
  • Неразрешенные конфликты.

Особо предрасположены к агрессии:

  • Дети, у которых отстает тормозной процесс. При наказании за случайные проступки у таких детей вырабатывается агрессивно-защитный тип поведения. Ребенок постоянно готов к отпору и самозащите. Он легко и активно вступает в конфликт с родителями и воспитателем в детском саду, обижает слабых, иногда прибегает к сознательной порче вещей и разрушению.
  • Дети, которые выделяются среди других: инвалиды, большой или маленький рост, толстый. При этом они могут быть как очень застенчивыми и не привлекать к себе внимания, так и очень агрессивными, как бы компенсируя себе нападки других.
  • Дети, в семьях которых живет дух соперничества. Они могут быть робкими, избегать сравнения с удачливыми членами семьи. Но могут быть и агрессивными, когда включаются в соревнование, пытаясь доказать, что они лучше соперника.

Читать далее:  Учеба в школе: секреты хороших оценок

Детский психолог Ольга Черненко с доктором Евгением Комаровским  в видео дают рекомендации как быть если ваш ребенок проявляет агрессию на других детей и как быть если вашего ребенка обидели, укусили, нужно ли заставлять детей просить прощения:

Как ребенок может выразить свое агрессивное поведение?

  • Конкретные агрессивные действия: упрямство, стремление возражать старшим и сверстникам, отказываться; вспышки гнева и ярости; желание унизить или оскорбить; самоуверенность, завышенная самооценка; ребенок ругается, ворчит, кусается, царапается, плюется; драчливость и вспыльчивость.
  • Словесная агрессия: ругается матом, обзывается, придумывает обидные прозвища сверстникам, неприятные слова. Когда маленький ребенок употребляет ругательные слова, он «пробует» их на вкус и наблюдает реакцию взрослого. Если взрослый хоть как-то отреагировал (положительно или отрицательно), ребенок надолго запомнит это слово и будет его употреблять.
  • Агрессивные мысли, намерения, которые развиваются в двух направлениях: агрессия на себя и агрессия на других.

Какого ребенка можно назвать агрессивным?

Проведя детальный анализ и ответив на следующие вопросы, родители (воспитатели) легко определят агрессивного ребенка из группы детей дошкольников.

  • На кого он нападает (на слабого и младшего ребенка)?
  • Как часто это повторяется?
  • Нападает он первым или нет?
  • В каких обстоятельствах он нападает? Провоцирует ли его кто-то?

Как справляться с детской агрессией

  • Установить четкий запрет на агрессивное поведение и систематическое напоминание ребенку об этом: «У нас есть табу», «Так не принято».
  • Научить ребенка проявлять агрессию приемлемым способом: похлопать в ладошки, побить кулачками, «слова-обзывалки» (например, ругаемся названиями овощей или фруктов, животными).
  • Сдерживать агрессивные проявления ребенка непосредственно перед их появлением. Т.е. вы видите, как ребенок занес руку – остановите его, окликните его.

Эффективно справиться с детской агрессией помогут правильные игры и упражнения.

В видео варианты «правильных» игр в детском саду, выполнять как с воспитателями, так и дома с родителями:

Читать далее:  Как вернуть любимого человека

Физические активные игры выплескивают накопившуюся агрессию и энергию в не обидных и не опасных формах, да и настроение прибавят всем. Хотя бы раз в день  детям необходимо хорошенько покричать, побегать и попрыгать, особенно на свежем воздухе. После прогулки дети будут довольные, откроется аппетит и крепкий сон в тихий час будет обеспечен.

«Обзывалки» приятными словами, фруктами или овощами, таким образом формируя у ребенка чувство юмора и фантазию.

Как нельзя наказывать

  • Нельзя наказывать ребенка за агрессивное поведение молчанием, т.к. ему выдержать бойкот очень трудно. Для этого ему понадобится напряжение всех его психических сил.
  • Нельзя говорить «Я тебя больше не люблю». Лишение любви – это самое сильное наказание, его опасно применять к детям дошкольного возраста. Потому что оно подрывает основу основ, от чего зависит жизнь ребенка – это любовь родителей.
  • Нельзя кричать на ребенка, потому что крик он воспринимает как словесное битье. Один мальчик даже сказал «Мама меня бьет словами».
  • Нельзя чрезмерно наказывать, не соблюдая правило, что «поощрение при наказании должно быть больше, чем само наказание». Необходимо акцентировать хорошее в поведении ребенка и закреплять его. Но часто родители делают акцент на плохом в поведении малыша и поэтому закрепляют все плохое.
  • Нельзя длительно наказывать ребенка. Длительность должна быть соразмерна возрасту ребенка. Если ребенку 1 год – наказать его можно на 1 минуту, ребенку 5 лет – наказать на 5 минут.
  • Нельзя упрекать и вспоминать былые проступки ребенка, тем самым закрепляя его плохое поведение.

Читайте далее: Как победить детскую агрессию?

Источник: https://inha.ru/article/agressiya-v-detskom-sadu/

Агрессивное поведение у ребенка: что делать родителям

Агрессивный ребёнок – не редкое явление в современном мире.

К сожалению, для многих родителей это большая беда, с которой они сталкиваются дома при воспитании своего ребёнка, а также в детском коллективе, когда их любимый малыш находится на одной территории с ребёнком, проявляющим агрессию.

«Чем опасна агрессия?», «Как помочь ребёнку с агрессивным поведением?» – на эти и другие вопросы мы попробуем ответить в данной статье.

:

  • Портрет агрессивного ребенка
  • Виды агрессии
  • Как понять, что ваш ребенок агрессивно себя ведет: симптомы и признаки
  • Проявление агрессии в разном возрасте
  • Причины детской агрессии
  • Как бороться с детской агрессией – советы психолога
  • Рекомендации родителям агрессивного ребенка

Портрет агрессивного ребенка

Не заметить ребёнка с агрессивным поведением довольно сложно. Часто это драчливый и грубый ребёнок, который может напасть и ударить сверстника или родителей, ломающий игрушки, кричащий или целенаправленно употребляющий грубые выражения.

Агрессивный ребёнок становится большой проблемой для родителей, воспитателей, учителей. Такого «сложного» ребёнка очень трудно принять, и ещё сложнее понять, в чём причина такого поведения.

Агрессивное поведение детей – это «крик о помощи» и своеобразный метод привлечения внимания. Такой ребёнок «сигнализирует» о том, что он нуждается в любви и ласке, понимании и принятии. С помощью агрессии он даёт понять, что испытывает внутренний дискомфорт, что чувствует себя отверженным и забытым.

Безразличие и жестокость со стороны родителей могут приводить к проблемам в детско-родительских отношениях, итогом которых становится уверенность ребёнка в том, что его не любят.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию и «заслужить» любовь родителей, дети пытаются привлечь их внимание любым способом, в том числе и агрессивным поведением.

Если ребёнок чувствует, что уязвим, если он не уверен в себе, если он не может влиться в детский коллектив и почувствовать себя там «своим», то и агрессия со стороны такого ребёнка не заставит себя долго ждать.

Такие дети чаще всего не могут оценить свою агрессивность, они не замечают, что такая форма поведения приводит к каким-то негативным последствиям. Они тревожны, пугливы, им кажется, что весь мир настроен против них.

Очень важно, чтобы родители и педагоги понимали, чем отличается «агрессия» и «агрессивность»:

  1. Агрессия – это «разовый» поступок ребёнка, который нарушает морально-этические нормы и может привести к причинению морального или физического вреда окружающим.
  2. Агрессивность – это форма поведения, которая со временем становится «привычной».

Виды агрессии

Среди видов агрессии можно выделить следующие:

Вербальная агрессия

Этот вид агрессии проявляется в словесной форме: повышенный тон разговора, переходящий на крик, оскорбления и унижения, возможны даже угрозы.

Физическая агрессия

Данный вид агрессии проявляется в конкретном физическом воздействии по отношении к какому-либо лицу или причинении ущерба чужому имуществу: укусы, побои, повреждение различных вещей, техники и т.д.

Прямая агрессия

Вид агрессии, который направлен на определённый объект.

Косвенная (непрямая) агрессия

С помощью этого вида агрессии ребёнок может сплетничать, использовать злобные шутки, провоцировать.

Аутоагрессия

Этот вид агрессии, который ребёнок использует против самого себя. Проявляется в выдирании волос, ресниц, бровей, обгрызании ногтей, частой травматизации.

Как понять, что ваш ребенок агрессивно себя ведет: симптомы и признаки, диагностика

На что же следует обратить внимание родителей в поведении ребёнка:

  • ребёнок не может контролировать свои слова, действия, эмоции, поведение в целом. В редких случаях может пытаться взять под контроль своё поведение, но, ни чего из этого не выходит;
  • ребёнок часто ругается с ровесниками и взрослыми, целенаправленно вступает с ними в споры и выясняет отношения;
  • ломает игрушки, рушит строения, выполненные другими; любит портить вещи других и при этом получает явное удовольствие;
  • не реагирует на просьбы, указания и нарушает установленные правила;
  • намеренно совершает «плохие» поступки, чтобы вызвать негативную реакцию;
  • помнит об обиде и обидчике, зачастую хочет отомстить обидчику;
  • не может признавать свои ошибки, всегда пытается оправдаться или обвинить другого.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как быстро вылечить прозрачные сопли ребенку

Для детей, особенно дошкольного возраста, свойственно непослушание. Если на это есть серьёзная причина (несправедливое наказание, обида), то злость ребёнка и его агрессия вполне оправдана, и в таких случаях считается абсолютно нормальной реакцией ребёнка.

Родителям стоит принимать меры только в том случае, если они замечают у своего ребёнка как минимум несколько признаков из вышеперечисленных регулярно (от шести месяцев).

Диагностика

При возникновении сомнения относительно уровня агрессии ребёнка, родителям следует обратить особое внимание на его рисунки, ведь они могут быть очень информативными. Возможно, пришло время обратиться за помощью в случаях, если ребёнок:

  • изображает себя в виде маленькой фигуры (относительно других объектов, находящихся на рисунке);
  • рисует себя в «закрытой» позой (вытянутая, угловатая фигура с прижатыми к телу или спрятанными за спину руками);
  • рисует себя с большими глазами, с чётко прорисованными зрачками;
  • чётко прорисовывает зубы и ногти;
  • рисует оружие;
  • пожар;
  • огромные руки, кулаки;
  • регулярно «забывает» нарисовать кого-то из членов семьи или оставляет эту фигуру не раскрашенной;

а также:

  • если на рисунке много исправлений;
  • линии рисунка слабые или нет чётких контуров.

Диагностику агрессивного поведения ребёнка должны проводить специалисты (психолог, психотерапевт, невропатолог). цель такого диагностирования – выяснить причину агрессивного поведения, понять зачем, почему и от чего он защищается. Также следует прояснить, какие есть «ресурсы» у данного ребёнка, на них можно будет «опереться» в решении данной проблемы.

Проявление агрессии в разном возрасте

Проявление агрессии у детей можно увидеть на разных возрастных этапах:

Младенчество

Младенцы проявляют свою агрессию, когда голодны, испытывают боль, дискомфорт, находятся в неудобном положении.

Раннее детство

Маленькие дети склонны к проявлению агрессии:

  • к взрослому и связано это с достижением какой-либо цели;
  • к новорождённому брату, сестре, так как обостряется чувство страха потерять материнскую любовь, чувство ревности;
  • после кризиса трёх лет агрессия обычно «притухает».

Дошкольный возраст

Появляется враждебность к сверстникам. Агрессия может проявляться как реакция на обиду.

Школьный возраст

В этом возрасте агрессия проявляется чаще всего в вербальной форме для защиты своих интересов (оскорбления, ругательства) или для выхода из изоляции. Через агрессию школьник может выражать обиду и страх.

Подростковый возраст

В подростковом периоде проявление агрессии носит показательный характер: «Я взрослый и могу себе это позволить!». Чаще всего агрессию проявляют лидеры и/или аутсайдеры, так как агрессия в этом периоде тесно связана с общением со сверстниками.

Эмоциональная бездна

Если у родителей и ребёнка не установлена или утрачена положительная эмоциональная связь, если родители решают свои проблемы между собой очень бурно и эмоционально, и крайний вариант – винят ребёнка в своих проблемах, то это может привести к появлению и закреплению агрессии в поведении детей.

Здесь возможны два варианта развития событий, ведущие к агрессии:

  1. Подражание. Когда агрессия воспринимается как допустимый вариант поведения и усвоенный способ решения проблем.
  2. Утрата надежной привязанности (когда нет контакта). Если контакт родителя и ребёнка утрачен или он не был установлен с самого начала, проявление агрессии в поведении ребёнка не заставит себя долго ждать.

Неуважение к личности ребёнка

Если взрослый (особенно родители) позволяет себе оскорбления, унижения, некорректные высказывания в сторону маленького человека, то это приводит к развитию глубоких комплексов. Итогом такого общения может стать не только агрессия, но и вспышки сильнейшей ярости.

Низкая самооценка

Одной из причин агрессивного поведения ребёнка может быть низкая самооценка.

Если ребёнок не уверен в себе, то в он не уверен и в окружающих. Низкая самооценка «рисует» в воображении опасность, которая может исходить от ровесников, родителей, педагогов. В подобных случаях ребёнок не дожидаясь, когда его обидят, начинает вести себя агрессивно сам, предупреждая таким образом придуманную атаку «из вне».

Если у таких детей на фоне заниженной/низкой самооценки нет возможности получить эмоциональную поддержку от родителей, то есть вероятность, что ребёнок сделает выбор в пользу агрессивной формы поведения.

Гипер и гипоопека

Полное отсутствие контроля, как и его чрезмерное проявление, несут в себе большую опасность влияния на формы поведения ребёнка и в частности на уровень проявления агрессивного поведения. Чрезмерность контроля со стороны родителей может порождать страх, тревогу, которые аккумулируясь в ребёнке, приведут к неизбежному протесту против существующих правил. Часто это происходит именно в форме агрессии.

Источник: https://findmykids.org/blog/ru/agressivnoe-povedenie-u-rebenka

Агрессивный ребёнок: как реагировать родителям

Детская агрессия — явление весьма распространённое. Заметить агрессивного ребёнка можно где угодно: в парке на прогулке, в очереди, в кинотеатре или детском саду. Конечно, самое тревожное, когда агрессивность проявляет родное дитя — обычно такое доброе, послушное и милое.

Если ваш малыш кричит, кусается, щипается, сердито молчит или выказывает своё недовольство иными свойственными «агрессору» методами, не корите себя и тем более не ругайте своего наследника. Ошибочно полагать, что подобное поведение — исключительно недостатки воспитания. Но что делать с детской агрессией? Как справиться с бурей эмоций? Как помочь ребёнку, которого накрыло волной гнева? Давайте разбираться вместе!

Почему дети ведут себя агрессивно

Важно понимать, что вести себя агрессивно может абсолютно любой ребёнок. Никто не застрахован, как говорится. Одни дети в силу врождённого темперамента и черт характера по природе своей больше склонны к чрезмерно эмоциональной реакции на различные обстоятельства, другие ведут себя так из-за влияния социума дома или вне семьи.

Причины агрессии в детском возрасте могут быть разными:

  • Примеры агрессивного поведения в ближайшем окружении.
  • Не хватает родительского внимания и ласки.
  • Излишне строгий родительский контроль.
  • У ребёнка низкая самооценка.
  • Невысказанные, неразрешённые обиды.
  • Неразвитость коммуникативных способностей.
  • Попустительское отношение родителей к детской агрессии*.

*По поводу попустительства со стороны взрослых считаем необходимым сделать акцент. Попустительство — это не только игнорирование, попытки переключить внимание, обойти острые моменты стороной. Это и слишком жёсткая реакция — ответ агрессией на агрессию. Действовать нужно решительно, но аккуратно. Не забывайте об этом, ведь на кону благополучие вашего чада.

Но что делать? Заниматься ребёнком — вдумчиво, внимательно и эффективно. В периоды затишья используйте профилактические меры борьбы с агрессивностью, на пике ситуации применяйте приёмы экстренной коррекции поведения, активно включайте в воспитательный процесс игры на развитие эмоционального интеллекта.

Дарите любовь

Родительская любовь принадлежит ребёнку по умолчанию. Малыш не должен её добиваться, доказывать, что достоин любви и принятия. Не шантажируйте кроху своими чувствами к нему. Никогда, ни при каких обстоятельствах не говорите, что разлюбите, если он будет плохо себя вести, кусаться и драться. Вы будете расстроены — да. Но не разлюбите ребёнка даже тогда.

Разговаривайте

Даже с маленькими детьми необходимо разговаривать, объясняя мотивы своих решений и поступков. Проговаривайте, почему ввели то или иное правило, в чём причина того или иного запрета. Больше рассказывайте про свои чувства.

Например, не лишним будет признаться, что в данный момент вы раздражены, потому что сильно устали на работе. И никто из домочадцев в вашем настроении не виноват, но вы были бы благодарны за поддержку.

Такая откровенность — отличный пример для ребёнка задумываться об истинных причинах своих переживаний.

Наказания и поощрения

Не стесняйтесь хвалить ребёнка, говорить ему, как вы им гордитесь. И дошкольнику, и младшекласснику, и подростку, и даже нам, взрослым, приятно и полезно знать, что нами дорожат, нас ценят, что мы достойны внимания и уважения. А вот с наказаниями стоит быть более сдержанным.

Важно, чтобы существовала определённая система наказаний за провинности — прозрачная и понятная для ребёнка. В этом вопросе вы не должны идти на поводу своего настроения: сегодня попал под горячую руку, поэтому оказался в углу, а завтра на такую же провинность даже внимания не обратили.

Позвольте выпускать пар

Если ребёнок очень активен и непоседлив, если ему свойственно менять настроение с головокружительной скоростью, вы просто обязаны предоставить маленькому вулкану страстей возможность безобидно и безопасно для всех выпускать пар. Лучший способ — физическая активность. Подвижные игры на свежем воздухе, поездки за город на природу, где можно вдоволь побегать и покричать, спортивная секция по возрасту Обязательно задумайтесь об этом.

Профессиональная помощь

Если вы стараетесь, работаете над собой, заботитесь о благополучии своего родного «агрессора», но вопрос не решается, не откладывайте визит к специалисту. Детская агрессия, вышедшая из-под контроля, может стать серьёзной проблемой для вас, окружающих и самого ребёнка. Детский психолог проведёт тесты, побеседует с вами и ребёнком, подберёт оптимальные пути выхода из затруднительной ситуации.

Будьте тихой гаванью

Если ребёнок впал в пучину гнева, если он кричит, кусается и дерётся, если он топает ногами и падает на пол, дайте ему то, в чём он нуждается в данный момент больше всего: спокойного, уравновешенного взрослого.

Постарайтесь обнять малыша, крепко, но нежно прижмите его к себе, дайте ему возможность спрятаться в ваших объятиях, почувствовать себя под надёжной защитой. Главное — не поддавайтесь дурному примеру.

Держите себя в руках, как бы сложно это ни было (а мы знаем, что сохранять спокойствие в столь напряжённый момент очень непросто).

Глаза в глаза

Важно установить зрительный контакт с малышом в гневе. Будьте с ним на одном уровне (сядьте вместе на диванчик/лавочку, опуститесь рядом с ребёнком на колени или корточки). Зрительный контакт должен сопровождать и дополнять контакт телесный. Обнимите ребёнка, придерживайте его за плечи или держите за руки. В этот момент вы демонстрируете свою поддержку, готовность успокоить и дать опору.

Будьте тверды, но не суровы

Ваш голос должен звучать уверенно, но без железа. Уберите приказные, поучительные интонации. Отлично, если получится говорить нейтральным тоном — спокойным, твёрдым, но без раздражения и ответной агрессии. Своим поведением ребёнок хотел привлечь ваше внимание, показать, что у него есть проблема. Если он увидит, что вы поняли его, что вы готовы прийти на помощь, сам смысл в дальнейшей агрессии пропадёт.

Правильные слова

Вот тут, к сожалению, готовых фраз на все случаи проявления детской агрессии не предложишь. Вам придётся импровизировать, проявляя родительскую мудрость и выдержку. Выбирать правильные слова нужно, исходя из возраста ребёнка, его характера и, конечно, обстоятельств, в которых разверзлась бездна гневливого настроя. Принцип построения фразы один: вы помогаете обозначить причину поведения и подобрать варианты выхода из кризиса:

  • Тебе плохо, дорогой! Нужно успокоиться.
  • Ты расстроен, что пора спать, а игра не закончена. Сейчас надо сложить игрушки, а завтра игру можно продолжить.
  • Мне больно, когда ты кидаешь в меня кубиками. Я не хочу, чтобы ты делал мне больно. Я буду вынуждена отойти от тебя, если у тебя не получится сейчас успокоиться.

Вы не просите, не угрожаете и не шантажируете. Вы должны показать, что владеете ситуацией и готовы дать ребёнку поддержку. Ему остаётся эту поддержку принять.

Игры против детской агрессивности

Игра — основной вид деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому разумно использовать игры и для борьбы с такой напастью, как детская агрессия.

Если ребёнок дерётся

  • битва подушками или воздушными шарами;
  • пинание и бросание мячика;
  • выбивание ковра (конечно, реально пыльный палас ребёнку предлагать не следует, а вот чистое детское одеялко, маленький плед или большое полотенце для этого упражнения подойдут отлично);
  • разрывание бумаги с последующим взаимным обкидыванием маленькими кусочками.

Если ребёнок кусается

  • соревнования по обгрызанию батона (кто откусит самый большой кусок или кто сделает больше укусов за 30 секунд);
  • дикие звери: надо показать, как рычат и скалят зубы злые медведи, львы и тигры;
  • если проблема с кусаниями накрыла маленького ребёнка в возрасте до года, купите ему прорезыватель для зубов. Оформленный в виде игрушки, он помогает успокоить раздражённую десну и убрать причину младенческой нервозности.

Если ребёнок злится

  • смешные обзывалки: поочерёдно называйте друг друга забавными, не обидными словами («Ты утюг, а ты бобёр; ты дуршлаг, а ты канат». Игру останавливайте, если обстановка начинает накаляться. Но обычно получается очень весело и беззлобно);
  • театральный гнев (задача игроков — показать гнев и злость, как это делают артисты в театре);
  • мешочек криков: заведите специальный мешочек или коробочку, в которую малыш может выкрикивать все свои обиды, когда почувствует, что зол или раздражён.

Дорогие мамы и папы! Помните: когда ребёнок ведёт себя «плохо», вы нужны ему ещё больше, чем когда он весел и благополучен. Пока он мал, он не может быть вам поддержкой, а вот вы его поддерживать и направлять можете и, более того, обязаны. Если вам сложно, если вы не можете справиться с ситуацией самостоятельно, не игнорируйте помощь профессионалов.

Источник: http://nii-evrika.ru/agressivnyj-rebyonok-chto-delat-roditelyam/

Агрессивный ребенок: почему дети ведут себя агресивно в детском саду и в школе, рекомендации по работе с ними и консультации психолога

25.09.2019

«Ваш ребёнок грубый, агрессивный, ему не место среди нормальных детей», — вот что могут услышать про своего ребёнка родители. Слова эти больно ранят и огорчают, ведь как правило, нам не хочется слышать подобное о своих детях.

Какие рекомендации дают психологи родителям агрессивного ребёнка, мы подробно рассмотрим в этой статье.

Агрессивный ребёнок — 15 рекомендаций родителям

Как правило, детской агрессивности однозначно приписывалась деструктивная окраска. Это связано с тем, что социально опасные последствия агрессивного поведения, привлекая к себе особое внимание, наполнили этот термин лишь отрицательным смыслом.

Как правило, детская агрессия воспринимается социумом, как деструктивное поведение. И вызывает у людей лишь отрицательные эмоции.

Однако, это не совсем верно. Во-первых, агрессия– является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.

Во-вторых, в социальном плане– личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности. В «норме» она может оказаться качеством социально приемлемым и даже необходимым.

В противном случае, это приводит к податливости, ведомости, комфортности, пассивности поведения.

Но, что делать, если агрессия ребёнка имеет деструктивный характер и несет в себе потенциал враждебности, злобности, жестокости.

Причины появления агрессии могут быть самыми разными. Огромную роль в этом играет семья, в которой воспитываются дети.

Возможно, вам будет интересно Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях — 8 основных правил

Есть родители, которые очень пекутся за то, как выглядит и ведёт себя ребёнок. И за любой «неправильный», с их точки зрения, поступок, его наказывают, а иногда и бьют, тогда, что ждать от такого воспитания. Всем известна истина «Агрессия порождает агрессию». Или можно наблюдать другую крайность.

Когда родители мало времени уделяют общению со своим сыном или дочерью. Тогда, ребёнок, любыми способами пытается его привлечь. Ведь они обращают внимание на него только тогда, когда обсуждают его поведение.

И пусть его ругают, в данном случае, но негативное внимание, это тоже внимание, а одинокий ребёнок очень ждёт любое, даже такое.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Моя кроха
Как научить ребенка вставать на ножки

Закрыть